Технология укладки бордюров для тротуарной плитки

Материалы, используемые для бордюров

Садовые дорожки оформляют следующими бордюрами:

  • из бетона. Производят их из одного бетона и с установкой армирующего каркаса. Каркас увеличивает прочность и срок службы. Марку бетона используют не меньше М200. Хорошо выглядят на прямых дорожках;
  • натурального камня. Используют цельный камень, который режется по размерам и заданной форме. У таких бордюров высокая прочность и высокая цена. По своей расцветке и фактуре с ними мало что может сравниться;
  • клинкера. Бордюры из этого материала отличаются своеобразным окрасом. Торцы у бордюров оснащены технологическими отверстиями. С помощью металлических прутков, вставляемых в них, бордюры соединяют;
  • металла. Для их изготовления используют нержавеющую сталь, реже медь или алюминий. Ими оформляют ровные дорожки, имеющие прямые повороты;
  • кирпича. Это непрактичное и недолговечное окаймление. Но сочетание его и брусчатки идеальное;
  • резины. Для их изготовления используют резиновую крошку. Бордюры устойчивы к влаге и низким температурам;
  • пластика. Бордюры из него не особо прочные, быстро выцветают. Их невысокая стоимость делает их конкурентными.

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).

  • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
  • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
  • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
  • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.

  • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
  • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
  • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Правильная укладка бордюра для криволинейных дорожек

При установке бордюров для криволинейных дорожек нужно следовать стандартной технологии. Однако имеются и свои нюансы.

  • Если повороты дорожки плавные и незначительные, то поребрики устанавливают по форме дорожки, заполняя зазоры между ними песчано-цементной смесью.
  • В случае, когда изгибы и повороты садовой дорожки достаточно крутые, без резки бордюрного камня не обойтись.
  • Для резки бордюров используют болгарки или углошлифовальные машины с алмазным кругом по бетону. Также можно использовать специальные гильотины, предназначенные для раскола изделий из искусственного или натурального камня. 

Перед тем, как установить бордюр своими руками, мы рекомендуем ознакомиться с представленными на нашем сайте видеоматериалами. Грамотная укладка бордюрного камня исключит ремонт тротуарного полотна в ближайшие годы.

Монтаж бордюров из диких камней

Бордюры из диких камней изготавливают: из песчаника, известняка, туфа, кварца, гранита, базальта. Для бордюров ограждающих дорожки чаще применяют однотипные камни. Своими руками бордюр можно установить, если соблюдаются определённые правила:

  • проводят планировку на участке, разбивают его по зонам. Они бывают: садовые, огородные, зона, где отдыхают. Отмечают места, где будут находиться цветники, дорожки, бассейн. Далее определяются с высотой и формой бордюров;
  • для высоких бордюров подготавливают фундамент и используют «мокрую» кладку. Траншею роют глубиной до 0,25 м, а в ширину он должен соответствовать размерам укладываемых камней. В канаву укладывают полиэтиленовую плёнку, для улучшения гидроизоляции и наполняют её бетоном. На смесь из песка и цемента укладывают камни. С помощью уровня контролируют кладку;
  • для установки невысоких бордюров фундамент не требуется. Для их установки используют «сухой» метод. Камни вдавливают в грунт без использования раствора. При необходимости для камней больших размеров лопатой в грунте роют углубления. В основании бордюра укладывают камни больших размеров.

Подготовка к монтажу бордюра

Первое, на что стоит обратить внимание, — это на тип изделия, который бывает односторонним или двухсторонним. Нужно запастись мелким речным песком, чтобы замешать бетонный раствор

Для подготовки этого самого раствора необходим цемент (М300-400) и дополнительно камень — крупный щебень или гравий. Колышки из дерева помогут провести разметку территории, на которой нужно будет установить бордюры. Востребован пластиковый бордюр для тротуарной плитки.

Необходимые инструменты:

  • Автоматическая или механическая трамбовка.
  • Бетономешалка для приготовления раствора.
  • Резиновый молоток для фиксации и изменения положения бордюра.
  • Лопата и мастерок.
  • Строительный уровень, леска и шнур. Эти материалы помогут установить бордюр ровно.
  • Технология установки бордюра .

№2. Бетонный бордюр

На большинстве участков садовые дорожки обрамляют именно бетонным бордюром. Такой популярностью он обязан прочностным характеристикам и относительной дешевизне, а также возможности его изготовления своими руками. Бетонный бордюр станет отличным вариантом для обрамления дорожек из бетона, камня, тротуарной плитки, брусчатки и асфальта.

Основные преимущества:

  • долговечность и прочность;

  • устойчивость к высоким и низким температурам, влаге;
  • аккуратный внешний вид;
  • невысокая стоимость;
  • простой уход;
  • возможность самостоятельного изготовления.

Среди недостатков большой вес и скудный выбор готовых бордюров, а также относительно трудоемкие работы по подготовке почвы под монтаж такого бордюра. Готовые изделия продаются в нескольких типоразмерах, укладывать их можно на ребро или на широкую сторону. Если размеры, форма или внешний вид готовых бетонных блоков не устраивают, можно изготовить бордюр самостоятельно с использованием готовых или самодельных форм. Понадобится подготовить раствор и залить его в заготовки, а дождавшись полного отвердевания, использовать полученное изделие по назначению. Бетон можно будет окрасить в массе в необходимый цвет или же украсить галькой, ракушками, мелкими камнями, стеклышками, отпечатками, чтобы придать скучному материалу уникальный внешний вид.

Бетонный бордюр, купленный или изготовленный своими руками, имеет большой вес, поэтому подготовительным работам следует уделить должное внимание – от них зависит долговечность конструкции. Понадобится выкопать траншею глубиной около 20 см, засыпать ее щебнем, утрамбовать его и засыпать песком

Последний поливают водой и также тщательно трамбуют, после чего заливают цементный раствор, в который погружаются элементы бордюра. С помощью резинового молотка они выравниваются по необходимому уровню, остатки цемента можно залить в стыки. Бетонный бордюр можно устанавливать и параллельно с созданием садовой дорожки.

Еще один вариант обустройства бетонного бордюра – заливка бетона при помощи опалубки. Процесс напоминает подготовку ленточного фундамента, позволяет сэкономить время, но полученный таким способом бордюр будет иметь невысокие декоративные качества. Работы начинаются с выкапывания траншеи нужной глубины и ширины, потом устанавливается опалубка. Для ее изготовления сгодится шлифованная доска, но если планируется создать дорожку с изгибами, то лучше использовать пластик, МДФ или сталь. Опалубка фиксируется с помощью колышек, а потом заполняется цементным раствором, приготовленным в бетономешалке или самостоятельно с использованием любой подходящей емкости. Теперь остается разравнять поверхность, а после того, как бетон затвердеет, можно снять опалубку и нарезать компенсационные швы с шагом 100-150 см для предотвращения растрескивания. Во время застывания бетон можно украсить галькой, кусками керамической плитки или мозаикой. Такие бордюры могут быть использованы для насыпных, асфальтовых или изготовленных из подручных материалов дорожек.

Установка бордюра

После того как траншея полностью готова, переходят непосредственно к установке. Для этого бордюр необходимо предварительно примерить. Его устанавливают аккуратно, чтобы не срыть слой песка. С помощью колышков и веревки все камни необходимо установить примерно на одном уровне. Небольшие перекосы можно игнорировать. Если перекос окажется слишком большим, подсыпают немного песка, утрамбовав его. Затем бордюры достают и кладут рядом в том же порядке, как и примеряли.

Выравнивание дорожного бордюра

Подготовка бетонного раствора проходит по тем же правилам, что и для фундамента. Он состоит из трех главных компонентов: песка, цемента и щебня в соотношении 2:1:4. Разве что требование к их качеству все же пониже. Использование цемента не ниже М400 не так принципиально. К содержанию глины в песке тоже относятся мягче. Допускается использование лещадного щебня. Однако надо понимать, что все это снижает качество бетона и срок эксплуатации бордюров.

Дорожный бордюр

Полученный бетонный раствор засыпается в траншею примерно на треть от ее первоначальной глубины. После этого дорожный бордюр устанавливается снова. В этот раз происходит точное выравнивание камня с помощью веревки и линейки-уровня. Пока бетон еще не застыл, камни немного «плывут», поэтому подогнать их можно обычной резиновой киянкой – молотком, который используется для укладки кирпича и тротуарной плитки.

Камни ставят плотно, чтобы уменьшить щели. Иногда их все же промазывают раствором, чтобы увеличить общую прочность. Остальное пространство между бордюром и землей траншеи тоже заполняется раствором. Если щели все же остались, туда засыпают сухую смесь цемента и песка в пропорции один к двум и заливают водой. Теперь остается только огородить участок работ, чтобы камни никто не сдвинул. Застывать раствор будет еще несколько дней.

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;
      Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Технология установки бордюров

На самом деле в установке бордюрных камней нет ничего хитрого. Основная тяжесть работы с бордюрами связана с их габаритами и массой. И, конечно, нужно помнить, что установка бордюров производится до того, как устраивается финишное покрытие из асфальтобетона или тротуарной плитки.

Итак, приступим. Первым делом роют траншею, ширина и глубина которой зависят от размеров бордюрного камня. По бокам и снизу необходимо оставлять зазор порядка 20 см (т.е., если ширина бордюра составляет 15 см, то, соответственно, траншея должна иметь ширину 50-60 см). Если условия местности позволяют, лучше всего для рытья использовать экскаватор с узким ковшом. Если нет — придётся копать вручную. Дно траншеи непременно нужно уплотнить с помощью вибротрамбовки или виброплиты.

Далее следует устройство щебеночного основания на дне траншеи. Для этих целей годится щебень средних размеров – фракции 20-40 мм. Толщина слоя должна составлять 10-15 см. Само собой, щебень тоже нужно уплотнить.

Для того, чтобы установить бордюры ровно, используют направляющую нить. Ее натягивают по отметкам, выверенным с помощью нивелира. По нити выравнивают высоту бордюров, а также ровность ряда бордюров в горизонтальной плоскости.

Переходим к выставлению бордюров. На этом этапе уже понадобится бетон. По опыту, лучше брать бетон марки М-250 или, в крайнем случае – М-200. Его небольшими кучками выкладывают в траншею по линии установки бордюров, в тех местах, где должны быть их стыки. На эти бетонные «возвышенности» и устанавливаются бордюрные камни. При установке бордюра в траншею используются специальные клещи — нечто типа больших ножниц с загибами на концах. Эту операцию выполняют два человека, «вооружённые» такими клещами. Одному с такой процедурой не справиться, ведь дорожный бордюр весит порядка 120 кг! При установке следует соблюдать величину зазоров между бордюрами 1-3 мм.

Пока бетон не «стал» есть возможность подправить установленный на «ляпушки» бордюрный камень — сместить его вправо-влево, скорректировать угол его наклона и высоту. Для этих целей применяются резиновые молотки. Другой твердый инструмент может повредить, расколоть бордюр.

Стоит заметить, что иногда выставляют бордюры не на бетонную смесь, а на кирпичи. Конечно, так-то — скорее (примерно вдвое), но качественно поставить бордюры в этом случае получится, только если основание выполнено очень-очень ровным.

После того, как бордюры выставлены, — можно приступать к следующему этапу работ – их бетонированию. По бокам от бортовых камней на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку, затем заливают ее бетоном

В процессе укладки бетона важно отследить, чтобы бетонная смесь зашла и полностью заполнила пространство под бордюром. Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 бордюрных камней

Опалубку можно снимать уже через 2-3 дня после бетонирования. После чего выполняется затирка зазоров между бордюрами цементным раствором марки М-100. В итоге, бордюрный камень оказывается со всех сторон жестко закреплен надежным бетоном.

Завершаются работы по установке бордюров засыпкой пазух траншеи щебнем, песком, ГПС или грунтом.

Выполняя работы по установке бортовых камней, нужно отнестись со всей серьёзностью к современным требованиям по благоустройству. В частности, в ряде мест должны выполняться прогибы линии бордюров, которые требуется соблюдать для реализации требований по доступности «среды» для людей с ограниченными возможностями.

Установка бордюра для тротуарной плитки своими руками

Бордюры – важнейший элемент любой садовой дорожки вымощенной тротуарной плиткой. Они обеспечивают не только привлекательный, законченный внешний вид, но и придают жесткости всей конструкции препятствуя расползанию такого неотъемлемого элемента, как «подушка», обустроенная под самой плиткой. Установив бордюры, вы будете уверены, что ваши дорожки и площадки со временем не превратятся в довольно неприглядное месиво из плитки, щебня и песка. Работа по монтажу бордюра, особой сложностью не отличается, но этапы все — же стоит разобрать, чем мы и займемся далее в статье.

Подготовка материала и инструмента

Для работы нам понадобится следующее:

Материал Характеристики Назначение
Бордюрный камень Односторонний или двухсторонний
Песок Мелкий, желательно речной Замешивание бетонного раствора
Цемент Марки М300 – М400 Приготовление раствора
Щебень или гравий Крупной фракции Обустройство «подушки»
Песок Средней фракции Обустройство «подушки»
Колья Деревянные Разметка для будущих бордюров

Совет: При выборе бордюрного камня обратите внимание, что односторонний камень используется, там, где планируется мощение тротуарной плиткой большой площади, а двухсторонний в местах соприкосновения дорожки с газоном. Так – же выбирая камень желательно приобрести изделия, изготовленные по технологии вибропрессовки, данная технология гарантирует долговечность и морозоустойчивость бордюров

Из инструментов нужно подготовить:

  • Трамбовку автоматическую или механическую;
  • Захват для бордюрного камня;
  • Корыто или бетономешалку;
  • Резиновый молоток;
  • Мастерок;
  • Лопату;
  • Строительный уровень;
  • Шнур или леску.

Подготовительные работы

В первую очередь для установки бордюра для тротуарной плитки своими руками необходимо грамотно подготовиться к проведению работ. Подготовка состоит из нескольких этапов:

1) Для того чтобы бордюры были выстроены точно в ряд, следует вбить колья в землю и на них натянуть верёвку на необходимую высоту учитывая при этом все уклоны служащие для водоотвода. Работу эту нужно провести с особой тщательностью, от нее будет зависеть насколько качественно и ровно в последующем «сядет» бордюрный камень;

2) После этого можно приступать к выкапыванию подходящей траншеи. Её ширина должна быть около 20 сантиметров, а глубина может варьироваться в зависимости от высоты используемого бордюра, но должна быть не меньше 10 сантиметров;

3) выкопанная траншея тщательно утрамбовывается, после чего в неё засыпается слой щебня;

4) Щебень также утрамбовывается и покрывается сверху слоем песка, который можно немного смочить;

5) Теперь можно проверить подготовленный участок, примерив бордюр.

Установка бордюрного камня

Шаг 1: Установка бордюра для тротуарной плитки своими руками, потребует «приготовления» бетонного раствора, так как в данном случае необходимо надёжное крепление. Замешивать раствор мы будем следующим образом: в корыте лопатой тщательно перемешиваем цемент и песок в пропорции 3 к 1, в подготовленную смесь добавляем необходимое количество воды и снова все перемешиваем. Консистенция готового бетонного раствора должна быть такой, что – бы ее можно было накладывать лопатой, но прилагать для этого усилие.

Важно: Добавляйте воду только в хорошо перемешанную смесь песка и цемента, так вы предотвратите образования комков. Шаг 2: Готовый раствор, заливаем ровным тонким слоем на подготовленную подушку, устанавливаем на раствор бордюры и резиновым молотком четко по строительному уровню и натянутому шнуру выравниваем их

Для скрепления бордюров между собой, места стыков с помощью мастерка промазываем бетоном и тщательно подбиваем блоки друг к другу

Шаг 2: Готовый раствор, заливаем ровным тонким слоем на подготовленную подушку, устанавливаем на раствор бордюры и резиновым молотком четко по строительному уровню и натянутому шнуру выравниваем их. Для скрепления бордюров между собой, места стыков с помощью мастерка промазываем бетоном и тщательно подбиваем блоки друг к другу.

Шаг 3: После того как все элементы установлены, бетоном заливается основание блоков.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:— геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;— подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;— устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;— устройство основания h=0,10 м из бетона;— установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;— дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;— обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;— заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;— СП 126.13330.2012. «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84»;— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;— СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;— СНиП 2-07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;— ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ»;— ГОСТ 28013-98. «Растворы строительные. Общие технические условия»;— ГОСТ 7473-2010. «Смеси бетонные. Технические условия»;— ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;— МДС 12-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

Выбор бордюрного камня

Строительный рынок предлагает разнообразные виды бордюрных камней, позволяющих придать законченный вид дорожкам, клумбам и газонам. На загородных участках можно встретить дорожки, обрамленные бордюром из гранита, пластика, металла и более экзотических материалов. Выбор зависит от типа грунта, дизайнерской задумки и личных предпочтений хозяев участка.


Цветовая палитра бордюрных блоковИсточник goldbrick.kiev.ua

Бортовой материал, кроме доступной цены, должен обладать стойкостью к ударным нагрузкам, долговечностью и значительным весом для хорошей устойчивости. Строгим требованиям наилучшим образом отвечает бортовой камень, изготавливаемый из бетона или методом вибропрессования в заводских условиях. Самыми распространенными остаются бетонные бордюрные камни, которые делятся на две категории:

  • Дорожный. Отличается большими габаритами (например, 1000х300х150 мм); нередко внутри имеется арматура в виде стальных прутьев (12-14 мм в диаметре). Применяется чаще в городских условиях для обрамления проезжей части и отделения ее от пешеходной зоны. 

  • Садовый или тротуарный бордюр. Имеет меньшие размеры и вес, армирование не выполняется. Используется для оформления садовых дорожек на загородных участках, а также в городских условиях (в парке, по краю тротуара). Не рассчитан на серьезное давление — выдерживает случайный наезд колесом, но при постоянной нагрузке склонен к разрушению. Популярны блоки размером 1000х200х80 и 500х200х70 мм, с соответствующим весом 40 и 20 кг.

Садовый бордюрный камень выбирается с учетом его особенностей:

  • Современные материалы. Все чаще вместо привычного натурального (чей главный недостаток — цена) и бетонного камня используют вибропрессованный бордюр. Замена объясняется свойствами материала: повышенной износостойкостью, разнообразием и лучшим соотношением цена/качество. 

  • Улучшенные дизайнерские возможности. Основой вибропрессованного материала служит раствор бетона; в него добавляется красящий пигмент и пластификаторы. В результате вибропрессовки получаются изделия улучшенного качества и разнообразные по оттенкам, от серых и коричневых до красных и сиреневых. Такие изделия устойчивы к солнечному свету, выцветание им не грозит. 

  • Изгибы. Редкая дорожка обходится без изменения направления. Поворот оформляется двумя способами. Во-первых, детали бордюра можно выставлять под нужным углом, а промежутки заполнять бетонным раствором. Во-вторых, плавный поворот можно формировать при помощи готовых деталей с подходящим радиусом закругления. Если вы хотите сделать круглую или овальную клумбу, такие фрагменты станут идеальным выбором.


Оформление изгибовИсточник slon39.com

Размер. Для дорожек на загородном участке оптимальным будет камень с сечением 200х80 мм, длина может варьироваться.

Монтаж бордюров из бетона

Монтаж собственными силами такого поребрика состоит из нескольких этапов:

  • формируют границу бордюрного ограждения с помощью обычного порошка из мела, рассыпая его полоской;
  • копают мини – траншею по метке, у которой ширина должна немого превышать будущее ограждение. Глубину она должна иметь равную одной трети высоты бордюра. Основание котлована тщательно ровняют;
  • засыпают в него песок и щебень и утрамбовывают;
  • вбивают колышки, натягивают между ними шнур для регулировки высоты бордюра;
  • на подушку из песка и щебня наносят слой раствора. Он должен быть густым наподобие сметаны, чтобы поребрик после установки не плыл;
  • устанавливают на раствор бордюр, подравнивая резиновым молотком по уровню шнура. Чтобы ликвидировать в растворе пустоты, его уплотняют с помощью штыря или куска трубы, опуская их и поднимая;
  • с боков бордюр фиксируют цементным раствором;
  • после того как раствор застынет, расстояние между траншеей и бордюром заполняют песком и грунтом.

Правила установки

Монтаж пластикового бордюра не слишком сложен, он занимает минимум времени. Для установки ограждения не требуется предварительная подготовка траншеи.

Глубина канавки для ленточных элементов составляет не более 8 см, ширина зависит от параметров конкретного изделия. В подготовленный приямок помещается основа, затем ее можно присыпать грунтом. Сборный бордюр формируется посекционно, для него достаточно оставить при подготовке площадки по 2-3 см по краям плиточного покрытия, по всему периметру.

На каменистом грунте стандартные якоря лучше заменить металлическими арматурными прутками. На слишком мягкой и рыхлой земле рекомендуется увеличить количество точек фиксации. Якоря при этом втыкаются под углом так, чтобы их конец уходил под слой плитки. Это позволит укрепить конструкцию.

Классификация бордюров

Сегодня на выбор предлагается широкий ассортимент бордюров. Основные их отличия заключаются в конфигурации и размерах, они также делятся по назначению. Технология установки бордюров в зависимости от назначения мало чем отличается между собой. Благодаря этому укладка бордюра своими руками может быть выполнена без дополнительных навыков и мастерства.

Бордюры бывают следующих видов:

  • Дорожный;
  • Газонный;
  • Садовый или бордюрный камень;
  • Бордюры из зеленых насаждений.

Материал для изготовления может использоваться самый разнообразный, это может быть металл, бетон, пластик, дерево, ракушечник, гранит, кирпич. При создании ландшафтного дизайна помимо стандартных вариантов могут быть использованы зеленые насаждения, применяемые в качестве ограждений.

Первоначальное назначение бордюра – это ограждение дороги, а также разграничение различных зон и участков дороги, которые отличаются по назначению и функциональности, например, разграничивались проезжая часть и тротуар. Дорожные бордюры используются для отделения остановок, стоянок и других участков. Самый распространенный материал для изготовления данного вида бордюра – бетон, отличаются они только размерами.

Газонный бордюр – это небольшой высоты ограждение, которое используется для разметки края садовой дорожки, клумбы, участка. Его основная задача заключается в удержании газонного грунта от расползания. С применением газонного ограждения значительно упрощается процесс ухода и облагораживания садового участка. Такие бордюры обычно имеют небольшую толщину, их размеры могут варьироваться.

Садовый вид бордюра препятствует расползанию садовой травы на участках, где ее наличие нежелательно. Также он служит разделителем участка на различные зоны. Благодаря красивому внешнему виду он является своеобразным элементом декора садового участка.

Бордюры из насаждений выглядят достаточно красиво, но требуют тщательного и сложного ухода, в связи с чем используется в ландшафтном дизайне не так активно, как предыдущие варианты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector