Особенности и виды витражей

Предпосылки возникновения витражей

Учителя, рассказывая историю витража для детей на уроках, начинают с первопричин его возникновения. Появление первых цивилизаций связано со множеством открытий. Именно тогда и начали добывать стекло. Со временем научились делать его цветным и использовать для украшения различных объектов. В каждой культуре были свои особенности применения такого стекла:

  • Шумеры украшали крыши своих храмов.
  • Египтяне наматывали стекло спиралью и делали из него цветные сосуды.
  • Римляне и греки были специалистами по изготовлению античных ваз и кубков с декоративной резьбой и множеством украшений.

Все эти открытия датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Только спустя еще тысячу лет сирийцы научились выдувать стекло, чем и дали начало истории развития витража.

Подбор стекла

Подбор стекол можно сравнить с выбором живописцем палитры. На данном этапе определяется, каким изделие будет в цвете, и эту задачу также решает художник. Мастера витражной студии «Стеклосфера» работают со стеклом от лучших производителей Европы и Америки. Цветовой и фактурный ряд материала так широк, что художник практически ничем не ограничен: он может подобрать самые тонкие оттенки и самые невообразимые фактуры.

Подбор стекла – процесс, требующий от художника хорошей ориентации в материалах, особого цветовидения и знания световых эффектов. Если в одном проекте для придания легкости и воздушности будет уместно активное использование прозрачных элементов, то в другом найдут применение глухие стекла, минимально пропускающие свет. Стоит отметить, что высшим пилотажем будет сочетание в одном изделии разнородных по фактуре и прозрачности элементов, такая работа требует особого мастерства.

Пошаговый мастер-класс

Создание витража

Сделать витражи самому на самом деле несложно, это не требует особых навыков. Лучше всего для создания витража своими руками подходят пленочная и расписная техники. Именно их мы рассмотрим пошагово и сделаем простой витраж каждым из этих двух способов.

Расписная техника

Основа для витража

1

Для того, чтобы изготовить такую картину, прежде всего необходимо снять размеры стекла, которое в дальнейшем превратится в витраж. Затем согласно размерам, подбирается или рисуется вручную карандашом либо маркером шаблон. Если рисунок взят из интернета, а размер стекла больше формата А4, то его необходимо распечатать на листах бумаги, а затем эти листы соединить между собой в единое целое. Также в качестве основы подойдет картон, он более плотный и стекло будет меньше скользить.

2

В данном примере рассмотрим вариант с созданием рисунка самостоятельно

Важно, чтобы все линии были четкими

Рисунок для витража

3

На бумагу с готовым рисунком укладывается стекло с небольшой толщиной. Его необходимо обезжирить спиртосодержащим или аммиачным средством, либо простым спиртом.

Обезжиривание стекла

4

Поверхность должна быть абсолютно сухой, поэтому обезжириватель тщательно вытирается мягкой тканью.

Сушка поверхности

5

Следующий шаг – необходимо нарисовать контур витража, то есть шаблон обводится на стекле. Чаще всего для этого используется черная краска, поскольку ее лучше всего видно. Можно взять также контурную пасту, готовую из магазина или самодельную, в которую входит клей ПВА, тушь и серебрянка

Важно: для создания витражей рекомендуются только витражные или акриловые краски, которые продаются в тюбиках. Даем контуру полностью высохнуть, чтобы ничего не смазать в дальнейшем

Нанесение контура

6

Контур картины заполняют цветом. Работать нужно аккуратно. Краситель наносят кистью или губкой, если площадь достаточно большая и хочется сделать текстурное изображение.

Заполнение контура цветом

7

Если рисунок должен быть объемным, то тени и света лучше нанести после высыхания базового слоя.

Нанесение тени и света

8

После полного высыхания витраж готов.

Витраж готов

Пленочная техника

Эскиз на разных листах

1

Чаще всего эскиз распечатывается на принтере на разных листах, а затем соединяется, как в предыдущем примере. Если работа проводится впервые, то не стоит брать слишком сложные узоры. Необходимо также оборудовать рабочее место подсветкой так, чтобы свет лампы был направлен на эскиз снизу, иначе работать будет достаточно сложно.

2

Все части эскиза необходимо склеить так, чтобы линии совпадали, как показано на фото. Лишние фрагменты, если они есть, обрезаем ножницами.

Склейка эскиза

3

Стекло очищают, обезжиривают со стороны соприкосновения с эскизом и тщательно вытирают.

Очистка стекла

4

Стекло прикладывается и фиксируется, чтобы не возникло перекоса. Для этого понадобится двусторонний скотч.

Фиксирование стекла

5

Стекло обезжиривают с внешней стороны и насухо вытирают.

Обезжиривание стекла

6

Для того, чтобы изготовить витраж в данной технике, понадобится самоклеящаяся пленка. Для каждого фрагмента вырезается подходящий кусочек, в нашем случае на первом шаге это полоски.

Полоски плёнки

7

Перед наклеиванием пленки место еще раз обезжиривается и насухо вытирается.

Повторная подготовка поверхности

8

Затем с края пленочного фрагмента аккуратно снимают подложку, этот край закрепляют на стекле и приглаживают ракелем.

Устранение подложки

9

Быстрым движением так, чтобы пыль не успела попасть на стекло, пленка прижимается и разглаживается. Остатки можно подрезать ножом, если они есть.

Нанесение плёнки

10

Пленка должна заходить на контур, просвечивающийся из-под стекла.

Плёнка над контуром

11

Далее процесс идет по такому же принципу.

Повторение процесса

12

Когда все цвета уложены, наклеивается свинцовая лента для обрамления.

Наклейка обрамления

13

Всю ленту прокатывают валиком.

Прокатка валиком

14

По окончании работы все стыки прижимаются специальным прижимом, поверхность тщательно протирается моющим средством. Витражная картина готова.

Готовый витраж

Как сделать патио на даче своими руками: разнообразные варианты оформления, отделки и обустройства (85+ Фото Идей & Видео)

Стили

Использование подобного вида оформления в архитектуре, дизайне интерьеров позволяет выделить отдельные детали, расставить акценты

Но важно правильно выбрать цвет и стиль. Выделяют множество стилевых категорий

Антик

При близком рассмотрении изделия похожи на античную мозаику. Кроме цветного стекла, может применяться керамика, металл, слюда.

Такими витражами лучше оформить проемы в стене или межкомнатные двери. 

Можно использовать нишу с подсветкой, которую закрывают античной витражной мозаикой, получая необычную картину, светящуюся изнутри.

Древнеегипетский

Этот стиль подразумевает неяркие изделия в оттенках пустыни с рисунками древнеегипетских мотивов. Это может быть орнамент, сцены с фараонами или египетскими богами, иероглифы.

Возможны такие оттенки витража: песочный, кремовый, бежевый, коричневый, желтый, телесный, хаки, коралловый, кармин, красный.

Готический

Использование таких изделий создает полумрак в помещении и привносит атмосферу средневекового замка.

Данный стиль хорошо сочетается с яркой дорогой мебелью, изготовленной из ценных пород дерева, бархата, парчи и кожи.

Индийский

Этот стиль сочетает яркие, сочные цвета. Рисунками являются народные мифы и индуистское учение, а также женщины в традиционных одеждах.

В интерьере применяется резная мебель и шелковые ткани, могут присутствовать изделия народного промысла и скульптуры, которые изображают божеств. Они подчеркивают радушие, гостеприимство хозяев дома, располагают к релаксу, отдыху.

Модерн

Этот стиль предполагает морскую тематику, все линии плавные, напоминают морские волны. Изготовление витражей этого вида подразумевает использование полутонов. Все цвета приглушены, берутся пастельные и темные тона, плавные, причудливые контуры.

Только эти витражи способны вписаться в любой стиль интерьера и обстановки, как бы подчиняя ее себе. Их используют в гостиной и спальне. Модерн можно сочетать с ультрасовременной техникой, стилем хай-тек.

Арт-деко

Можно пойти другим путем и воспользоваться такой деталью интерьера, как витражное стекло.

Современные технологии и материалы для витражей позволяют сделать изделия менее трудоемкими и затратными. Выполнить все можно самостоятельно без привлечения дизайнеров, покупки дорогих предметов.

Абстракция

Этот стиль находится на грани дизайна и художественной живописи. Создание изделия требует соблюдения целого ряда правил восприятия и сочетания оттенков. Стеклянные цветные кусочки, соединенные в оригинальное изображение, способны наполнить дом оптимизмом и радостной атмосферой.

Подойдет практически под любой стиль интерьера, раскрасив его новыми красками

Он никогда не приестся и будет привлекать к себе внимание, становясь ярким акцентом

Детский

Выполняют такие изделия из закаленного стекла или с применением пленок, что позволяет сделать их менее хрупкими.

В качестве мест для расположения лучше выбрать фасады шкафов, ниши, окна или потолок.

Для сюжета лучше брать универсальные рисунки, которые будут подходить для любого возраста, стиля помещения, поскольку это достаточно долговечный элемент декора.

Ложные витражи и их виды

По мнению специалистов компании «Стеклосфера», в последние десятилетия активно идет процесс демократизации витража, появляются так называемые ложные витражи — более дешевые и менее трудозатратные имитации. Суть их в том, что изделие в основе представляет собой не множество разрозненных кусочков стекла, а одно цельное стекло.

Так, пленочный витраж возник в 70-е годы ХХ века в Америке. Для создания имитации используется прозрачное стекло, на которое наклеиваются кусочки цветной светопроницаемой пленки. Эти кусочки призваны зрительно выполнять роль наборных стекол. Границы элементов декорируются свинцовой клейкой лентой, которая имитирует пайку.

Заливной витраж – близок к живописи по стеклу, так как здесь тоже используются краски, но технологический процесс значительно отличается. Рисунок, который разрабатывает художник, имеет четкие контуры, а его части состоят из сегментов разных цветов.

Дело в том, что краска для заливного витража текучая, она не ложится на стекло, а разливается по нему. Для того чтобы она заполняла нужные участки, их границы прорабатываются так называемым контуром, который имитируют металлическую стяжку. Контур имеет густую консистенцию, его либо вручную выдавливают из тюбика с тонкой насадкой, либо наносят специальным оборудованием. В первом случае толщина контура, его аккуратность и равномерность зависит от руки художника. У опытного мастера контур поучается максимально ровным. Но он отличается от аналогов, выполненных автоматизированным способом. Автомат делает практически идеальный контурный рисунок. Однако выбор между человеком и машиной неоднозначен. Кто-то предпочтет техничность, а кто-то – ручную работу.

Контуру дают просохнуть, а затем производят заливку отдельных элементов краской. Краски, применяемые для заливного витража, ложатся ровно, при засыхании образуя тонкую эластичную пленку. Они обладают хорошей прозрачностью и отлично имитируют цветное стекло.

В заключении стоит отметить, что витражи сегодня – это такой вид искусства, в котором часто совмещаются разные видовые интерпретации. Так, наборный витраж может быть дополнен росписью, в процессе его изготовления может быть использовано многослойное травленое или шлифованное стекло, элементы, полученные методом фьюзинга и т.п.

История витражей «Тиффани»
Витражи «Тиффани» — техника изготовления и материалы
Фьюзинг — технология спекания стекла, витражи фьюзинг
Готические витражи
Потолочные витражи с подсветкой
Цветочная тема в художественном витраже (стекле)
Виды подсветки витражей
Витражи по эскизам К.С. Петрова-Водкина

Витражи эпохи Ренессанса

Новую волну в культуре, в том числе и архитектурной, спровоцировали такие ужасные события, как война и эпидемия чумы. Уже к пятнадцатому веку люди перестали ставить церковь на первое место и перешли к светскому образу жизни. Это очень повлияло на дальнейшее развитие витражей.

Особенности витражей эпохи Ренессанса:

  • появилось множество более совершенных техник работы со стеклом;
  • было совершенно изобретение серебреной протравы, что значительно повысило уровень создаваемых картин;
  • цвета стали наносить непосредственно на стекло, это позволило получить множество необычных оттенков;
  • изображения выглядят более объемными и яркими;
  • Франция и Италия являются главными центрами по изготовлению витражей;
  • в моду вошли медальоны, не более тридцати сантиметров, они стали символами данной эпохи.

Примеры Ренессанских витражей:

  • окна Флорентийского собора, созданные итальянскими мастерами;
  • окна монастыря в Кенигсфельдене;
  • витражи в часовни Бессерер в Ульм Минстере.

Приготовление трафарета

Купить трафарет можно в специализированном магазине. Такие изделия продают художники, специализирующиеся на витражных работах. Но куда интереснее делать рисунок самостоятельно. С этой целью надо выбрать эскиз. Не имея опыта, не следует останавливаться на варианте с большим количеством пустот и деталей. На готовом витраже этот рисунок будет выглядеть не совсем уместно.

Важные детали следует пронумеровать. Следует нанести соответствующие метки на составляющие одинакового цвета. Чтобы увеличить рисунок, расчерчивают его на клетки. Стороны их не должны быть более сантиметра. Полученную клетку номеруют по горизонтали и вертикали, после чего снимают размеры со стекла. Переносят на бумагу эти размеры и делают разметку на рисунке по числу клеток.

Изображение переносят с открытки на лист бумаги по клеточкам, увеличив масштабы. Вносят необходимые корректировки, меняют оттенки. При наличии навыков к рисованию допускается самостоятельное создание узора. Для этого наносят на лист бумаги размеры будущего витража. Контуры расположения узора размечают.

Рисовать можно обычным карандашом, чтобы была возможность вносить в дальнейшем правки

При подборе изображения следует принимать во внимание возможное искажения пропорций. Рисунок можно делать в виде прямоугольников, а не квадратами

Прорисовывают детали, чтобы картина получилась цельной. Контуры рисунка обводят фломастером или ручкой.

Из истории искусства

 

Витраж активно работает с цветом и светом. Когда солнечный луч проходит через цветное окно, внутри помещения появляется выразительная игра света, которая завораживает и создает эмоциональный эффект. Именно поэтому первыми прием стали использовать в храмах. Первые подобные работы появились в середине первого тысячелетия нашей эры (500е-600е года).
Поначалу сюжетами служили сугубо религиозные мотивы – изображение Христа и святых, кресты и другая христианская атрибутика. С момента, когда узорчатые стекла стали использовать в быту и интерьере, и тематика изображений существенно расширилась, и особую популярность приобрели растительные мотивы.
 

Витражное остекление балконов и лоджий

Расширение функциональных возможностей и улучшение основных эксплуатационных характеристик, произошедшие благодаря использованию современных технологий при производстве витражных систем, сделали возможным их применение при остеклении балконов и лоджий. Также этому способствовал и тот факт, что цена на витражное остекление с течением времени становится все более доступной.

Использование витражного остекления балконов позволяет добиться ряда преимуществ:

  • возможность выполнения работ по остеклению даже самых больших проемов, имеющих практически любую форму;
  • увеличение уровня естественного освещенности помещений, примыкающих к балкону или лоджии;
  • улучшение внешнего вида здания, на котором применяется витражное остекление балконов;
  • возможность реализации различных дизайнерских решений по оформлению балкона или лоджии;
  • высокая ремонтопригодность системы, которая достигается возможностью замены любого ее элемента.

К недостаткам применения рассматриваемой конструкции можно отнести:

  • необходимость тщательного соблюдения технологии монтажа;
  • сложность мытья стекол снаружи;
  • свободный обзор, который доступен не только владельцу квартиры, но и с внешней стороны.

Использование современных витражных системы позволяют избавиться от большинства недостатков, либо свести их к минимум.

Рис. 24. Вариант безрамного остекления балкона.

Оконные витражи на заказ

Наша компания предлагает изготовление витражей любого уровня сложности. В производстве витражей мастера используют такие техники:

Мы давно занимаемся производством витражей, поэтому специалистам под силу воплотить в жизнь любую вашу задумку. У нас всегда в наличии все необходимые детали и материалы – вам не придется долго ждать. Раньше изготовлением витражей могли заниматься только те мастера, достигшие в своей технике совершенства.

Наша компания гордится тем, как мастера достигли совершенства в производстве витражей. Все изделия создаются по особенным эскизам (возможно производство по эксклюзивному дизайну). Изготовление витражей – сложный технологически процесс. У нас есть все необходимое оборудование, чтобы вы смогли наслаждаться цветными переливами из окон.

Наличие витражей на окнах сделает ваш не дом не только уютным, но и красивым. Это поможет вашему зданию быть уникальным.

Техники изготовления

Что такое витраж. Так называют особое соединение цветных частичек стекла. Это узорные картины, которые просвечивают на свету. Их изготавливают либо на стекле, либо из него.

Чтобы картины смотрелись красочно, их нужно устанавливать так, чтобы свет проходил сквозь стекло. Применять их могут также, чтобы разделить пространство или спрятать какие-то детали от постороннего взгляда.

Чтобы изготовить стеклянное полотно, не потребуется специальных знаний, но аккуратность при выполнении работы понадобится. Главное – набить руку путем тренировок в работе со стеклом. Существуют различные виды витражей в зависимости от техники производства. Рассмотрим популярные виды технологий.

Классическая

Классический витраж – это самый древний способ родом из средневековья. Его чаще всего применяли при отделке соборов, храмов и прочих культовых зданий. Если вы посетите замки или усадьбы европейских государств, вам удастся увидеть образцы в классическом стиле воочию. Сегодня появились новые материалы, инструменты, которые значительно облегчили труд мастеров.

Изготовление витражей проводится в несколько шагов:

  • рисуются эскизы;
  • создается из стального профиля узор;
  • в готовый профиль устанавливают стеклянные части и спаивают стыки;
  • готовый классический витраж расписывается.

В качестве материалов для профиля можно взять латунь, медь или свинец.

Английская или пленочная

Этот вид является самым современным и бюджетным. При его использовании основываются на тонировке стекла пленками, по контуру закрепляют металлическую кайму. Для работы берется листовое стекло, благодаря этому пленочный витраж получается легким и ровным.

Это скорее имитация, которая создается в несколько этапов:

  • изготовление эскиза рисунка;
  • нанесение на поверхность узора;
  • специальной лентой прокладывается контур для рисунка;
  • нанесение пленки на участки.

Эта техника дает возможность сделать большие размеры витражей на стекле.

Фьюзинг

Производство изделий при спекании деталей из стекла во фьюзинговой печи. Это относительно новая техника, но встречалась она еще во времена фараонов.

Изделие изготавливается в несколько шагов:

  • создание рисунка;
  • раскройка деталей из стекла по эскизу;
  • соединение заготовок;
  • спекание в печи.

В процессе обжига стекла нагревается до 900 градусов, при этом их края сплавляются в единое целое. Далее выдерживается некоторое время определенная температура и резко понижается, для этого приоткрывается крышка печи. Затем происходит остывание (отжиг) при 580 градусах, завершает все полное охлаждение. Фьюзинг помогает создавать рельефные многослойные картины.

Пескоструйная

Появилась в 19 веке. В процессе работы удаляется слой со стеклянной поверхности абразивным путем при помощи песка и сжатого воздуха. Используя шаблон, на поверхности можно получать разнообразные рисунки для дальнейшей работы.

Технология изготовления заключается в следующем:

  • подбор эскиза;
  • создание шаблона;
  • фиксация на поверхности стекла трафарета;
  • обработка пескоструем;
  • нанесение гидрофобного лака для защиты.

Расписной вариант

Этот способ самый популярный в современном дизайне интерьеров и представляет собой имитацию витража.

Выполняются работы в такой последовательности:

  • в натуральную величину создается эскиз будущего изделия;
  • изображение переносят на стеклянную поверхность;
  • контурными красками прорисовываются контуры;
  • после высыхания стеклянные элементы закрашиваются специальными красителями.

Можно применять специальные витражные краски своими руками или красители под обжиг, которые предполагают термическую обработку. Такая техника дает возможность работать в любом стилистическом решении.

Контурная заливка

Это востребованный вариант в стиле качественной имитации. В основе лежит создание полимерного контура, напоминающего металлический профиль.

Для изготовления нужно выполнить следующие действия:

  • создаются эскизы витражей в полную величину;
  • подготавливается поверхность, обезжиривается;
  • расположив рисунок под стеклом, на него наносят контуры;
  • после высыхания части заполняются лаком или краской;
  • оставляется для просушки на 24 часа.

Такие изделия долговечны, хорошо переносят атмосферные воздействия.

Фьюжн

Поскольку фьюзинговый витраж, как и фацетный, изготавливается при соблюдении определённых условий (в частности, при работе с температурами до +3000 °С), повторить его в домашних условиях невозможно. Вы можете лишь скопировать технику рисунка и создать красивую качественную имитацию.

ФОТО: thevoyageur.netПо внешнему виду такие витражи напоминают те, которые стоят в популярных готических соборах мира

Первый шаг по созданию такого витража – продумывание концепции рисунка. Это должна быть центральная композиция и красивое обрамление.

Вы можете купить готовую плёнку с понравившимся рисунком в строительном магазине  или нанести рисунок на стекло самостоятельно. Поскольку получить цветные стёкла нужного размера невозможно, вы можете лишь раскрасить их специальными красками.

Чтобы имитация выглядела качественно, используйте бордюры из фольги, которые наклеиваются по краям рисунка для придания ему объёма. Для украшения окна такая техника не подойдёт, поскольку рисунок будет односторонним, но вы можете поместить стекло в рамку или использовать его для декорирования межкомнатных дверей.

Стиль как отражение эпохи

Для каждой исторической эпохи характерен свой стиль. Почти все великие правители пытались увековечить себя и прославиться в веках, одни – великими свершениями, другие – грандиозными архитектурными сооружениями и удивительными новшествами в их оформлении.

В ХХ веке в России понятия стиля, как такового, практически не стало. Наиболее ярко проявившая себя в начале века эклектика сменилась хаосом под непонятными нерусскому человеку названиями – сталинка, хрущевка, коммуналка, малосемейка.

В наши дни ситуация значительно улучшается. Огромное количество недавно появившихся дизайнерских студий и компаний, предлагающих создать неповторимый, продуманный и гармоничный интерьер, работают, не покладая рук. Но, тем не менее, определенный стиль, характеризующий наше время, так и не выработан, а дизайнеры в своей работе руководствуются желаниями заказчиков, опытом предыдущих эпох и своим собственным вкусом. Поэтому не редкость такое явление, как смешение стилей или переход одного в другой, например, из классического – в модерн. Такое взаимопроникновение стилей открывает невероятные возможности для дизайнерских экспериментов, и это – несомненный плюс нашего времени.

Витраж Тиффани и классический витраж

Сегодня можно выделить две разновидности наборного витража: классический витраж и Тиффани. В обеих техниках изделие изготавливается из отдельных кусочков стекла, но способы крепления элементов у них различные. Так как и тот, и другой варианты витражей для скрепления стекол требует пайки, их иногда называют паечными или свинцово-паечными.

Технология изготовления классического витража является наиболее древней. Именно на ее основе возникло все многообразие современных вариантов. Для изготовления используется металлическая протяжка (профиль), на которой крепятся стеклянные элементы. Металл для профиля выбирается из тех, что поддаются пайке, так как металлические элементы на стыках скрепляются именно этим способом. Изначально мастера пользовались свинцом, однако сегодня этот материал не пользуется популярностью. Распространены профили из латуни, меди, мельхиора, алюминия и т.п.

Силикатное стекло выбранного цвета режут на наборном столе, опираясь на контуры рисунка-основы. Техника позволяет использовать и цветные, и прозрачные стекла. В последнем случае витражное полотно может быть расписано специальными красками.

Технология классического витража актуальна при производстве крупных по формату произведений, так как профиль рассчитан на большие нагрузки и при этом способен удерживать достаточно толстые (до 4 мм) стекла. Жесткость конструкции позволяет изготавливать только плоские изделия, для изогнутых форм данная технология не используется.

Витраж Тиффани появился в конце XIX века в Америке. Автор этой техники Луис Комфорт Тиффани придумал обертывать торцы стеклянных элементов медной фольгой, которая имеет клейкий слой. А чтобы скрепить получившиеся детали, производится пайка по самой фольге. Новая технология дала возможность использовать очень мелкие стекла, за счет чего художники стали достигать небывалой ранее реалистичности образов. Кроме того, медная фольга позволяет производить пайку элементов под разными углами, что создает ощущение объемности изображений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector