Вязка арматуры для фундамента
Содержание:
- Недостатки стеклопластиковой арматуры
- Как самостоятельно изготовить крючок
- Требования по СНИП
- Возможные ошибки и их последствия
- Сварка
- Методы
- Технологии сборки арматуры для ленточного фундамента
- Способы вязки арматуры
- Зачем нужно армировать ленточный фундамент
- Армирование углов
- Технология армирования ленточного фундамента
- Технология выполнения прочих методов вязки
- Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента
- Армирование углов и мест примыкания ленточного фундамента
- Проволока для вязки арматурного каркаса
- План проведения работ
- Вязка углов арматуры под ленточный фундамент (инструкция):
- Нюансы работы с армирующим поясом фундамента
Недостатки стеклопластиковой арматуры
Главный недостаток – низкая температурная стойкость. Уже при 200 градусах Цельсия она теряет свойства. Поэтому в случае пожара после воздействия высокой температуры фундамент придется демонтировать. Повторно строить на нем будет нельзя. Но в частном строительстве этот недостаток не важен.У стеклопластика низкий модуль упругости (в 4-6 раз ниже, чем у стали), из-за чего пруты из него легко гнутся, но при устройстве ленточного фундамента это положительное качество.
Делайте арматурный каркас сразу и заливайте его бетоном полностью, а не по частям. Если вы хотите, чтобы фундамент был надежен, то лучше заказать бетон на заводе. Изготовленная на заводе бетонная смесь имеет гарантированное качество. При заливке ленточного фундамента бетоном, привезенным на автомобильном миксере-бетоновозе, два-три человека легко справляются с работой за полчаса.
Как самостоятельно изготовить крючок
Лучше всего приспособление купить в специализированном магазине, но сделать это не всегда возможно. Особенно большие проблемы возникают у жителей отдаленных деревень, им приходится несколько часов добираться в одну сторону, и то при условии, что грунтовые дороги находятся в проезжем состоянии. Выход есть – крючок можно сделать самостоятельно в течение всего одного часа.
Схема крючка
Понадобится кусок проволоки диаметром примерно 6 мм и длиной ≈ 20 см.
Проволока для крючка
Небольшой отрезок бруска с отверстием для ручки и две шайбочки. Отверстие должно примерно на 0,5 мм превышать диаметр проволоки для гарантирования свободного вращения.
Брусок с отверстием
Шаг 1. Разметьте проволоку. Надо знать длину ручки (метку делайте с запасом 4–5 мм на шайбы и для свободного вращения), место первого изгиба, через 5 см место второго изгиба, и участок загиба под крючок.
Разметка
Катанка отлично гнется, что упрощает процесс изготовления, сталь при таких резких загибах дает трещину. Если нет катанки, то отжигайте стальную. Нагрейте ее до ярко-красного цвета и постепенно охлаждайте. За это время происходят изменения в кристаллах металла, цементит переходит в феррит, он становится мягким.
Шаг 2. На наждачном станке или болгаркой заточите острие крючка под конус.
Заточка конца проволоки
Это надо делать обязательно, в противном случае очень сложно вынуть инструмент после связывания арматуры. Но это потребуется много времени и усилий, а конусная форма решает все проблемы. Длина конуса примерно 3–4 см.
Заточенная проволока
Шаг 3. Вертикально зажмите заготовку в тисках, ударами тяжелого молотка начинайте гнуть. Острие крючка должно быть под углом примерно 80°. Не делайте большого загиба, это усложняет процесс вязки арматуры. Привынимании его приходится сильно наклонять, а это не всегда возможно и довольно неудобно.
Изгиб кончика проволоки
Шаг 4. Согните проволоку под ручку. Для этого ее надо опять зажать в тисках и рукой надавливать в нужную сторону. Периодически контролируйте угол по предварительно нарисованному эскизу приспособления.
Изгиб проволоки
Шаг 5. По нанесенной метке сделайте изгиб для возможности придания крючку вращения при закручивании.
Продолжение процесса гибки
Шаг 6. Вставьте в тиски готовое изделие и выровняйте его таким способом, чтобы все участки и колена располагались на одной линии.
Изогнутая заготовка крючка
Шаг 7. Приварите нижнюю упорную шайбу ручки. Она располагается у самого изгиба, выставьте ее перпендикулярно оси проволоки
Варите осторожно, правильно отрегулируйте силу тока, не прожигайте тонкий металл
Упорная гайкаПриваривание гайки
Шаг 8. Вставьте на место ручку и приварите вторую шайбу, она не допускает ее выпадения при работе. Здесь также надо сваривать аккуратно, деревянная ручка из-за перегрева может воспламениться.
Для уменьшения трения во время вращения крючка в ручке металлическую проволоку рекомендуется смазать солидолом или иной густой смазкой. Дополнительно дерево будет защищаться от процессов гниения. Если дерево во время сварки быстро загорается, то торцы рекомендуется замочить в воде, испорченные участки можно потом отрезать.
Шаг 9. Проверьте работоспособности крючка.
Готовый крючок
Если обнаружилисьпроблемы, то их надо исправить.
- Изделие плохоповорачиваетсявокруг ости. Регулировка делается изменением поворотного плеча. Чем оно больше – тем выше усилия закручивания проволоки, но работа немного усложняется. Рука должна двигаться с увеличенной амплитудой.
- Крючок тяжело вынимается после затягивания проволоки. Может быть три причины: большой угол загиба, малый конус затачивания и шероховатая поверхность. Каждая из них легко ликвидируется, исправлять проблему надо до тех пор, пока работать крючком станет удобно.
Постарайтесь довести приспособление до идеального состояния, вам придется ним вязать очень много узлов. Расстояние между точками фиксации зависит от диметра арматуры, размеров клетки и конкретного назначения железобетонного изделия.
Требования по СНИП
Работа по армированию углов ленточного основания проводятся в соответствии с нормами СНиП 52-01-2003. В нормативах указывается, какое количество арматуры должно быть применено в каждом отдельном случае.
Для расчетов нужно взять общую площадь сечения всего фундамента и вычислить от нее 0,1 процента. Полученная цифра – это минимальная площадь сечения прутка, который должен быть применен.
Все расчеты относительно усиления элементов конструкции должны быть произведены на этапе проектирования. Если это не было сделано, нужно до начала возведения фундамента продумать его армирование, определиться с видом арматуры и количеством поясов.
СНиПом диктуется расстояние между продольными элементами армирующего пояса (25-40 см) и минимальный шаг между поперечными перемычками (1/2 рабочего сечения, но не более 30 см).
Возможные ошибки и их последствия
Для опытного строителя вязка арматуры с предварительными расчетами материалов не представляет особой сложности. Ошибки допускают в основном частные застройщики, не имеющие навыков подобных работ.
Самые распространенные ошибки:
- неправильный расчет прочности продольной арматуры (приводит к быстрому разрушению бетонной конструкции);
- неправильная укладка арматуры по углам каркаса (фундамент не выдержит нагрузок на разрыв и постепенно растрескается);
- применение для вязки недостаточно прочной проволоки (соединения не выдержат нагрузки трения и распадутся);
- слабая затяжка проволочной петли (со временем соединения ослабнут, узлы получатся слишком подвижными, и бетон начнет разрушаться изнутри).
Основная сложность в обустройстве фундамента заключается в том, что после завершения строительства всего здания исправить ошибки будет невозможно.
Сварка
Характеризуя сварочное соединение каркаса фундамента нужно отметить, что это самое надежное соединение арматуры в каркасе. Надежное, простое и долговечное. Сваривание прутов позволяет получить сверхпрочную конструкцию фундамента.
Вместе с тем проведение сварочных работ требует:
- при сваривании электросварочным аппаратом требует наличие электропитания на участке строительства;
- метод довольно затратный при соединении всех без исключения мест монтажа каркаса.
- требует минимальных навыков работы с электросваркой;
- требует нормальных погодных условий;
- при сваривании газосварочным аппаратом кроме наличия оборудования требует неукоснительного выполнения правил техники безопасности.
Вместе с тем сварочное соединение просто необходимо:
- усиление углов фундамента;
- стыковке горизонтальных прутьев;
- при устройстве ленточного фундамента на легких грунтах, где требуется жесткое основание.
Методы
Вязать арматуру можно разными методами:
- вручную;
- при помощи инерционного полуавтоматического крючка;
- с применением специального вязального пистолета.
Ручная
Схема вязания от инструмента не зависит. Выше описана вязка вручную, то есть при помощи обычного крючка.
Такой инструмент можно приобрести в строительном магазине или изготовить самостоятельно. Его делают из заточенной арматуры. Ручку наплавляют растопленным пластиком.
Сам крючок может иметь практически любой изгиб и длину. Мастер выбирает наиболее удобную для себя конфигурацию крючка опытным путем.
Полуавтоматом
Инструмент, работающий по инерционному принципу, тоже имеет форму крючка. Его применение ускоряет и упрощает процесс. Стоит он недорого, продается в строительных магазинах.
Принцип действия такого инструмента следующий:
- крючком поддевается проволока и с усилием натягивается вверх;
- в это время ножка крючка, имеющая спиральную нарезку и помещенная в пластиковый корпус, проворачивается, скручивая проволоку;
- если после одного такого движения проволочная петля скрутилась недостаточно плотно, снова поддеть петлю крючком и потянуть.
Полуавтомат применяется профессиональными строителями при возведении частных домов.
Использование вязального пистолета
Пистолет – это полноценное строительное оборудование. Он выполняет вязку автоматически.
При создании каркаса пистолет просто подносится к месту соединения, после этого нужно нажать на рычаг или кнопку (в зависимости от модели инструмента).
Пистолет обмотает соединение проволокой, затянет ее и обрежет. Вся процедура занимает несколько секунд.
В видео советы и руководство по обвязке арматуры шуруповертом и крючком:
Технологии сборки арматуры для ленточного фундамента
Армирование ленточного фундамента своими руками начинается после установки опалубки. Есть два варианта:
-
Весь каркас собирают прямо в котловане или траншее. Если лента узкая и высокая, работать так неудобно.
- Вблизи от котлована готовят отрезки каркаса. Их переносят по частям и устанавливают на предназначенное им место, связывая в единое целое. Так работать удобнее, за исключением того, что связанные конструкции из арматуры переносить очень неудобно и тяжело.
Оба вариант неидеальны и каждый решает, как ему будет легче. При работе непосредственно в траншее, нужно знать порядок действий:
- Первыми укладывают продольные прутки нижнего армопояса. Их нужно приподнять на 5 см от края бетона. Лучше использовать для этого специальные ножки, но у застройщиков популярны куски кирпичей. От стенок опалубки арматура также отстоит на 5 см.
- Используя поперечные куски конструкционной арматуры или сформованные контура, их фиксируют на необходимом расстоянии при помощи вязальной проволоки и крючка или вязального пистолета.
- Далее есть два варианта:
- Если использовались сформованные в виде прямоугольников контура, сразу к ним вверху привязывают верхний пояс.
- Если при монтаже используют нарезанные куски для поперечных перемычек и вертикальных стоек, то следующий шаг — подвязывание вертикальных стоек. После того как все они привязаны, привязывают второй пояс продольной арматуры.
Есть еще одна технология армирования ленточного фундамента. Каркас получается жесткий, но идет большой расход прутка на вертикальные стойки: их забивают в грунт.
Вторая технология армирования ленточного фундамента — сначала вбивают вертикальные стойки, к ним привязывают продольные нитки, а потом все соединяют поперечными
- Сначала вбивают вертикальные стойки в углах ленты и местах соединения горизонтальных прутков. Стойки должны иметь большой диаметр 16-20 мм. Их выставляют на расстоянии не менее 5 см от края опалубки, выверяя горизонтальность и вертикальность, забивают в грунт на 2 метра.
- Затем забивают вертикальные прутки расчетного диаметра. Шаг установки мы определили: 300 мм, в углах и в местах примыкания простенков в два раза меньше — 150 мм.
- К стойкам привязывают продольные нитки нижнего пояса армирования.
- В местах пересечения стоек и продольных арматурин привязываются горизонтальные перемычки.
- Подвязывается верхний пояс армирования, который располагается на 5-7 см ниже верхней поверхности бетона.
- Привязываются горизонтальные перемычки.
Удобнее и быстрее всего делать армирующий пояс с использованием сформованных заранее контуров. Прут сгибают, формируя прямоугольник с заданными параметрами. Вся проблема в том, что их необходимо делать одинаковыми, с минимальными отклонениями. И требуется их большое количество. Но потом работа в траншее движется быстрее.
Армирующий пояс можно вязать отдельно, а потом установить в опалубку и связать в единое целое уже на месте
Как видите, армирование ленточного фундамента — длительный и не самый простой процесс. Но справиться можно даже одному, без помощников. Потребуется, правда, много времени. Вдвоем или втроем работать сподручнее: и прутки переносить, и выставлять их.
Способы вязки арматуры
Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.
При ручном методе используются четыре вида инструментов:
- Пассатижи;
- Крючок (простой и реверсивный);
- Шуруповерт с насадкой.
Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.
Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.
Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.
Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.
Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.
Зачем нужно армировать ленточный фундамент
Сам бетон является довольно прочным и долговечным строительным материалом, хорошо выдерживающим вертикальное давление. Однако без надлежащего армирования фундамент не выдержит нагрузок на разрыв, сжатие в горизонтальном направлении и изгиб (все это приведет к образованию трещин). Поэтому основой любого ленточного фундамента является армирующий каркас. Зная о том, как правильно армировать ленточный фундамент, а особенно углы и места примыканий, можно собственноручно построить основу любого здания, будь то небольшая дачная беседка или трехэтажный дом. Правильно рассчитанная и изготовленная монолитная железобетонная конструкция фундамента станет гарантом долговечности и прочности любого здания.
Армирование углов
В конструкции ленточного фундамента самое слабое место — углы и примыкание простенков. В этих местах соединяются нагрузки от разных стен. Чтобы они успешно перераспределялись, необходимо арматуру грамотно перевязать. Просто соединить ее неправильно: такой способ не обеспечит передачу нагрузки. В результате через какое-то время в ленточном фундаменте появятся трещины.
Правильная схема армирования углов: используются или сгоны — Г-образные хомуты, или продольные нитки делают длиннее на 60-70 см и загибают за угол
Чтобы избежать такой ситуации, при армировании углов используют специальные схемы: пруток с одной стороны загибают на другую. Этот «захлест» должен быть не менее 60-70 см. Если длины продольного прутка на загиб не хватает, используют Г-образные хомуты со сторонами тоже не менее 60-70 см. Схемы их расположения и крепления арматуры приведены на фото ниже.
По такому же принципу армируются примыкания простенков. Также желательно арматуру брать с запасом и загибать. Также возможно использование Г-образных хомутов.
Схема армирования примыкания стен в ленточном фундаменте (чтобы увеличить картинку щелкните по ней правой клавишей мышки)
Обратите внимание: в обоих случаях, в углах шаг установки поперечных перемычек уменьшен в два раза. В этих местах они уже становятся рабочими — участвуют в перераспределении нагрузки
Технология армирования ленточного фундамента
Как известно на работы по устройству основания дома приходиться около 10% всех затрат на строительство. При этом не всегда экономически целесообразно устраивать фундамент на бетонных сваях, для небольших построек достаточно устройства и небольшого по затратам, но не уступающего по своим характеристикам ленточного фундамента.
Такое решение вполне оправдано, когда грунт на участке позволяет закладку основания на небольшую глубину, а само строение не несет большой нагрузки на фундамент. В таком случае достаточно устройства ленточного фундамента.
Однако, следует знать, что даже при возведении зданий и построек с небольшой нагрузкой на грунт, основание здания будет испытывать воздействие одновременно несколько сил деформаций:
- зоны сжатия основания;
- зоны растяжения основания здания.
Спрогнозировать с точностью до сантиметра место возникновения деформации под силу только квалифицированному инженеру и то, у которого имеется постоянный опыт проведения таких расчетов.
А там, где нужно уложить небольшой фундамент, например, под дачный домик вполне может справиться и человек, отдаленно знающий о теории сопротивления материалов, достаточно иметь представление о порядке армирования и заливки фундамента.
Сама технология на практике выглядит не столь ужасающе как кажется, на первый взгляд и состоит из последовательного набора операций, связанных с устройством металлического каркаса для последующего заливки его бетоном.
Технологически это можно представить так:
- расчет основных параметров фундамента;
- устройство горизонтального и вертикального поясов армирования;
- связка и фиксация каркаса;
- усиление дополнительными элементами угловых соединений и мест примыкания других строений;
- окончательная фиксация каркаса.
ленточный фундамент” width=”547″ height=”152″ />
Технология выполнения прочих методов вязки
Для строителей важно знать все способы устройства каркаса, а не только как пользоваться крючком для вязки арматуры
Пистолетом
Для вязки проволоки этим устройством не нужны особые навыки. Автоматическое устройство достаточно поднести к месту фиксации и нажать на спуск. Механизм в доли секунды выполнит операцию, после чего можно сразу двигаться дальше.
Клещами
При работе с клещами не обязательно подготавливать петли, чтобы затянуть связку. Этот способ позволяет экономить на расходе проволоки.
Проволоку сматывают в небольшие рулоны и удерживают в левой руке. Один конец протаскивается снизу, а за второй конец делают захват клещами, после чего работник выполняет пару оборотов и откусывает излишек проволоки.
Многие профессионалы отдают предпочтение методу вязки клещами, так как, при определенной сноровке и если все делать правильно, он позволяет подготавливать каркас быстрей, чем при работе крючком.
Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента
С точки зрения важности, укладка и вязка каркаса никак не менее ответственный этап, что и расчет. Прежде всего нужно понять, для чего все эти хлопоты по предварительному сбору каркаса
Задача тут стоит расположить в пространстве все металлические элементы и зафиксировать до заливки бетоном. И удержать на месте во время заливки. Не нарушая при этом прочностных характеристик самой арматуры – вот почему арматуру вяжут, а не сваривают.
Фото: Схема вязки арматуры для ленточного фундамента
Термическая обработка ослабляет отдельные участки по краям соединения и на разрыв они становятся менее прочными. Хотя в сейсмических районах сварку все же применяют. Но соединяют только вертикальные и продольные связи. А поперечные все равно вяжут. Правда, как уже говорилось, в этом случае стоит применять особую марку арматуры. Той, в маркировке которой есть буква С.
Сначала в траншее устанавливают опалубку. Иногда в качестве нижнего ограничителя использует стенки траншеи, но это не всегда удобно и возможно. Поэтому лучше все же работать с полноразмерной опалубкой.
На опалубку пускают любые доступные материалы: доски, листы РСП, металл
Важно, чтобы все элементы конструкции стыковались с щелями не более 3 мм. В противном случае возможно образование раковин
Лучше, когда схема армирования ленточного фундамента нарисована заранее – легче будет ориентироваться при закладке арматуры внутрь опалубки. Если опалубка выходит высокая, то желательно проектировать ее шириной 50 см или более, даже если требуются в теории менее массивные конструкции – просто чтобы можно было работать внутри нее и нормально соединять элементы.
Вяжут в местах пересечения любых элементов конструкции и там, где они соединяются, наращиваются. Вязки при этом идут не реже чем через 25 см, а взаимный перехлест прутьев должен быть в пределах 25 – 50 диаметров. То есть при толщине 10 мм нахлест должен составлять от 25 до 50 см. На углах частота хомутов удваивается.
Нельзя в углах просто соединять нахлестом продольные прутья и связывать их. Для крепления углов нужно использовать Г-образные или П-образные (при Т-образном примыкании стен) гнутые элементы. При этом нахлест арматуры при вязке минимум 50 диаметров. В углах увеличивают количество и поперечных элементов, пуская их с шагом 0,4 высоты элемента, но не реже чем через 25 см.
Вязка арматуры на углах
Технически это выглядит примерно так. На дно траншеи засыпают песок толщиной примерно 15 см, проливают его. Затем монтируют опалубку и заливают первый слой бетона примерно в 5 см. Чтобы выровнять основание. Потом монтируют опалубку.
Продольные связи должны проходить не ближе чем в 5 см от стен опалубки. В противном случае они заржавеют. Чтобы арматурный пояс не соприкасался с низом формы, под него подкладывают небольшие камни или кирпичи, которые потом останутся в заливке. Но можно поступить иначе. На месте поперечных арматурин по всему нижнему поясу сверлятся в опалубке отверстия, равные диаметру арматуры или чуть больше. В которые затем вставляют прутья арматуры, отрезанные с небольшим запасом. Получаются как бы небольшие кронштейны, на которые потом и опираются продольные элементы, а уж к ним прикручиваются и вертикальные.
Схема вязки на углах
Арматуру монтируют поясами. Лучше прямо в опалубке. Крутить все это снаружи, а потом переносить в опалубку много сложнее и тяжело физически. Прутья режут ножовкой по металлу, болгаркой, гидроножницами – чем удобнее, что имеется под рукой.
Соединения
Традиционный материал для фиксации арматуры – мягкая вязальная проволока, сложенная вдвое. Считается, что удобнее
Так вяжут арматуру крючком
всего в работе проволока для вязки арматуры, диаметр которой 1,2 – 1,5 мм. Правда, в пособиях по строительству часто поднимается вопрос, можно ли вязать арматуру пластиковыми хомутами. Этот способ несколько менее бюджетен, но предпочтительнее с точки зрения временных затрат.
Конечно, задача вязки – зафиксировать некую пространственную конструкцию до заливки ее бетоном. И с этой позиции применение хомутов допустимо. Но на деле метод лучше оставить для каких-то неответственных и малогабаритных элементов. Для фундамента все же лучше применять проволоку, поскольку где-то придется опираться на вязки, где-то потребуется максимально жесткое крепление, которых пластиковый хомут не в состоянии обеспечить. Тем более, что существует простое приспособление для вязки, заметно ускоряющее процесс.
Армирование углов и мест примыкания ленточного фундамента
Как правило, последовательность сборки арматурного каркаса фундамента состоит из последовательной сборки прямых участков и связи их в углах фундамента и в местах примыкания внутренних перегородок
На эти участки стоит обращать особенное внимание, так как основные изгибающие и скалывающие напряжения возникают здесь
Армирование углов ленточного фундамента и мест примыкания стен проводят при помощи жестких лапок, Г и П-образных хомутов.
При использовании жесткой лапки, напоминающей кочергу, длиной не менее 35d рабочего стержня, гнутая часть арматуры располагается таким образом, чтобы внешние стержни в обоих направлениях были соединены, а внутренние стержни привариваются к внешним прутьям. Этим способом можно избежать распространенной ошибки при армировании– отсутствия связи между внешними и внутренними стержнями. В местах изгиба с внутренней стороны ставится вертикальная арматура.
Принцип установки Г-образного хомута аналогичен, только вместо лапки используют гнутый стержень стороной не менее 50d рабочей арматуры. Здесь также внутренние стержни одного направления соединяются с внешними прутьями другой стороны. Хомуты П-образной формы позволяют соединять параллельные внешние и внутренние стержни в одном направлении соединить к перпендикулярно расположенному внешнему стержню в другом направлении. На углах фундаментов применяют два таких хомута, на местах примыкания стены только один.
Наглядно схемы примыкания углов и стыков арматуры показаны на схемах ниже:
Здесь возникает вопрос, как правильно гнуть арматуру для фундамента. Для этого используют специальное приспособление — арматурогиб, состоящее из трех стержней разного диаметра, жестко закрепленных на устойчивое, преимущественно стальное основание. Такое приспособление можно изготовить самостоятельно, либо приобрести в магазине.
Проволока для вязки арматурного каркаса
Вязка арматуры при монтаже каркаса фундамента производится проволокой, технические характеристики которой оговорены в документах ГОСТ 3282–74.
Для вязки арматуры чаще всего применяется отожжённая стальная проволока марки ВР
Проволока производится из низкоуглеродистой стали и подразделяется на несколько типов:
- По способу обработки. Существует обработанная термическим способом (отожжённая) и необработанная проволока.
- По точности изготовления. Так, проволока может быть повышенной точности или обычной.
- По временному сопротивлению нагрузкам, на разрыв изделия, непрошедшего термическую обработку и бывает первой и второй группы.
- Проволока может иметь специальное защитное покрытие или быть без него.
Проволока может иметь стальной или черный цвет. Диаметр сечения варьируется от 0,16 до 10 мм. При этом допускаются отклонения в сечении продукции 0,02 мм.
В документах ГОСТ можно найти более подробные характеристики данного изделия. Некоторые из них:
- Удлинение проволоки, прошедшей термообработку и имеющей защитное покрытие, составляет 12÷18%, а без защиты 15÷20%.
- У необработанных высокими температурами изделий, в зависимости от их сечения разнится такой параметр, как сопротивление на разрыв и составляет (Н/мм²):
— 590÷1270 для диаметра 1,0÷2,5мм;
— 690÷1370 для диаметра менее 1,0 мм.
Производитель этой продукции должен обеспечивать соответствие следующим нормам ГОСТ:
— изделия без термообработки диаметром от 0,5 до 6,0 мм должны выдерживать целостность после четырех и более сгибов;
— цинковое защитное покрытие должно сохранить целостность и плотно прилегать в стали после накручивания проволоки в виде спирали. При этом допускается наличие небольших цинковых наплывов, налета, белых блесток и цветовой неоднородности;
— в продажу проволока должна поступать в бухтах. Эти бухты могут иметь различный вес, который зависит от диаметра проволоки и наличия или отсутствия защитного покрытия. Так, масса бухты разнится от одного килограмма при сечении изделий 0,16÷0,18 мм до 40 кг при 6,3÷10 мм.
Термообработка проволоки (ее отжиг) делает материал более пластичным, удобным в работе, без существенной потери прочностных качеств. Так что есть смысл сразу приобретать именно такой вариант. Отжиг, конечно, можно провести и самостоятельно – но стоит ли тратить на это силы, когда в продаже уже есть готовая проволока, и по более чем доступной цене?
Наверное, для ленточного фундамента нет и особой необходимости приобретать проволоку с цинковым покрытием, если сразу после монтажа армирующего каркаса будет проводиться заливка бетона. За столь короткий срок коррозия не успеет «сожрать» соединения, а затем, после полного созревания бетона, она будет и вовсе не страшна.
Как правило, при самостоятельном строительстве ленточных фундаментов применяется проволока диаметром 1,2 или 1,4 мм, реже — до 1,8 мм. Миллиметровая для подобных целей все же слабовата – может давать обрывы при затяжке узлов, а с диаметром 2 мм и более – работать будет очень трудно, потребуется немало сил для качественной увязки без каких-либо особых выгод.
Строительный рынок пополнился еще одним чрезвычайно удобным материалом для вязки каркаса. Это – бухты уже готовых проволочных отрезков диаметром, как правило, 1.2 мм и длиной от 80 до 180 мм, уже имеющих по концам готовые петли. Обычно в бухте – 1 тыс. таких изделий.
Бухты готовых проволочных петель «Казачка» или «Зубр» — очень удачная покупка, чрезвычайно упрощающая вязку арматурного каркаса.
Стоимость таких упаковок проволочных петель – весьма доступная, а производительность труда, как показывает практика, возрастает почти втрое.
Ниже читателю предложен калькулятор, который поможет быстро рассчитать, сколько примерно точек соединения предстоит увязать на создаваемом арматурном каркасе, и какое количество проволоки для этого потребуется. При этом учтено, что некоторые участки армирования требуют дополнительного усиления.
План проведения работ
Качественное армирование фундамента подразумевает под собой следование следующим этапам:
Разработка проекта, в котором в обязательном порядке учитываются особенности грунта, полученными в результате геологических исследований. Именно характеристика почвы обуславливает выбор типа фундамента и его глубину, а также позволяет определиться с расчетами о предстоящих тратах;
Подготовка участка, во время которой снимается плодородный слой и наносится разметка будущего основания. Для правильного измерения расстояния используется рулетка, а направляющие колышки вбиваются в землю с шагом в 30 см. Такие колышки в обязательном порядке устанавливаются на местах будущих углов. Затем между ними натягивают шнур либо толстую нить
Когда намечают углы, важно соблюдать в них 90°, в особенности следовать этому требованию необходимо при строительстве дома из бруса;
Выкапывание траншеи и укладка на нее дно песчаной подушки толщиной в 10-15 см, что необходимо для уплотнения грунта. Чтобы добиться максимальной усадки, песок следует смочить водой
Тем не менее, некоторые виды почвы требуют использования геотекстиля, который защитит фундамент от разрушения в результате воздействия грунтовых вод;
Сборка опалубки, для чего используются деревянные щитки. Для регулировки высоты применяется рулетка, все образующиеся щели укрывают пленкой;
Монтаж арматуры, качество вязки которой и расположение прутов отвечает за жесткость и надежность фундамента;
Заливка конструкции бетонным раствором.
Выполнение каждого отдельного этапа не вызывает особых трудностей. Единственное, что потребует определенных усилий, знаний и времени, так это непосредственная вязка арматуры. Кстати, в процессе выполнения работы необходимо помнить о создании отверстий для коммуникационных входов и выходов.
Вязка углов арматуры под ленточный фундамент (инструкция):
-
Промежуток между основанием и каркасом усиления – пять сантиметров.
-
Примыкания прутьев исполняются с помощью загнутых под 90 градусов деталей и соединяются проволокой.
-
В самом низу выкопанного углубления под бетонную основу следует отсыпать слой из гравия и песка. Таким образом, увеличивается устойчивость всей дальнейшей конструкции.
На стыки приходится большая часть давления, а нагрузка на различные зоны распределяется неравномерно. Главной целью добавления металлопроката в бетон является равномерное перераспределение этих воздействий
Поэтому важно соблюдать технические стандарты, чтобы в результате не образовалось разрывов. Из-за ошибок в расстановке проката или при неправильном связывании элементов может начаться образование сколов, трещин и разрушение всего каркаса
Многие нерадивые строители нарушают рекомендации из-за желания ускорить и упростить работу, а в последствия этого могут оказаться фатальными для нового дома. Поэтому мы рекомендуем тщательно выбирать подрядчиков и обращаться только к профессионалам.
Нюансы работы с армирующим поясом фундамента
Ленточный фундамент под жилое или общественное здание неизбежно имеет углы. В них армирование устраивать методом последовательной связки стержней каркаса недопустимо. Используется больший нахлест арматуры при вязке и специальные схемы армирования.
Разбираясь, как как вязать арматуру на углах, разработчик схемы армирования отдает предпочтение Г-образному или Т-образному армированию в зависимости от ответственности конструкции и возможностей использования той или иной формы.
При удлинении стержней используется перехлест в 20 и более диаметров стержня, при этом подобные стыки должны быть разнесены так, чтобы в одном сечении было не более половины горизонтальных срощенных прутьев.
Важно: чтобы не ухудшать эксплуатационные свойства арматуры, гнуть стержни можно только в специальном стане или обойме. Использовать газовую сварку крайне нежелательно! С опасностью возникновения коррозии в месте сварки связан вопрос, почему арматуру вяжут, а не варят
Сварка (дуговая, не точечная) допустима при диаметре стержней более 25 мм.