Самодельный плуг для минитрактора своими руками

Установка и регулировка

После окончания работ по сооружению плуга его следует зафиксировать на мотоблоке. Но перед этим проводятся подготовительные мероприятия:

  • перемещение мотоблока в то место, где планируют его эксплуатировать;
  • демонтаж колесного хода – его надо заменить специальными грунтозацепами (если их не поставить, то для посадки того же картофеля плуг не подойдет – оборудование будет буксовать и может «закопаться» в грунте).

После этого этапа переходят к установке плуга.

  • Прикрепляют плуг на сцепке сельхозтехники с применением гаек. Благодаря этому появится возможность самостоятельно выставлять его рабочие характеристики.
  • Подготавливают 2 крепящих штыря. С их помощью присоединяют сцепки и сам плуг к серьге.

Завершив подготовку, приступают к регулировке установленного плуга. Именно от этого этапа будет зависеть, насколько работоспособным окажется и плуг, и сам мотоблок

Для правильной установки конструкции надо обратить внимание на:

  • ширину;
  • глубину вспашки;
  • наклон.

Настройка происходит пошагово.

  • На крайних участках выставляется ширина. С этой целью край ни в коем случае не должен перемещаться ниже или выше зацепа.
  • Максимально устойчиво технику размещают на специальных подставках, чтобы появилась возможность выставить необходимую для вспашки глубину. Нельзя забывать про то, что этот параметр может варьироваться, исходя из времени года.
  • Нужно аккуратно отрегулировать само крепление плуга к технике.
  • Крепление болтами осуществляют таким образом, чтобы задняя половина плуга была расположена на единой линии с почвой.
  • Теперь сельхозтехнику можно снимать с подставки.

Виды и предназначение плуга к минитрактору

Обработка земли — это наиболее сложная и трудоемкая процедура в выращивании фруктов и овощей. Почву нужно обработать перед посевом и после уборки урожая. Облегчить эту работу как раз и может плуг. Это навесное оборудование для минитрактора имеет металлический лемех, которым он и переворачивает землю. Очень давно человек сам должен был тащить за собой лемех, чуть позже — эту работу выполняли животные, а сегодня — техника.

Основная задача плуга для мототрактора — переворачивание верхнего пласта почвы. Таким образом уничтожаются все сорняки. Лемех подрезает уже принявшиеся растения, разрушая их корневую систему, а также семена сорняков при переворачивании земли оказываются достаточно глубоко, благодаря чему также погибают и не прорастают. В процессе вспашки земля разрыхляется, становится более рассыпчатой, насыщается кислородом.

Плуг для мототрактора и минитрактора бывает таких типов:

  1. Дисковый. Устройство имеет форму сферических дисков, которые циркулируют на подшипнике. Края у дисков острые, поэтому они очень легко разрезают землю. Чаще всего такой инструмент используется на очень затверделых или очень влажных почвах;
  2. Оборотный или перекидной. Конструкция имеет вид клиньев, расположенных под небольшим градусом. В итоге вы получите криволинейный отвал измельченной почвы;
  3. Роторный. Это уже боле современный инструмент, который представляет собой подвижный вал, на который монтируются ряд лемехов. Минитрактору с таким устройством работать гораздо легче и быстрее, так как ему не нужно следовать строгой прямой линии движения.

Самым оптимальным решением будет двухкорпусный плуг для минитрактора — имеющий два лемеха. Хотя однокорпусные модели тоже пользуются спросом у владельцев небольших участков.

Плуги для минитрактора также делятся на такие виды по разным критериям:

  1. По способу пахоты. Делятся на такие подвиды:
  2. бороздные;
  3. для образования свальных гребней;
  4. гладко пашущие;
  5. По типу крепления. В свою очередь данный вид делится на следующие подвиды:
  6. навесные. Такой инструмент способен подняться лишь благодаря специальной навеске. Количество корпусов зависит лишь от модели самого трактора. Достоинств здесь достаточно много: маленькая масса конструкции, небольшой радиус поворота, мало деталей. К недостаткам можно отнести лишь то, что трактор не сможет работать с плугом с большим количеством корпусов;
  7. полунавесные. Данный вид приводится в рабочее состояние благодаря специальной навеске и колесам, которые расположены на самом плуге. Количество корпусов зависит от типа трактора — с тягой до 3 тонн плуг может иметь до 6 корпусов, до 5 тонн — не больше 12 корпусов. Конечно, работать с таким количеством корпусов гораздо удобнее, однако значительно увеличивается радиус разворота и появляется огромное число конструктивных деталей;
  8. прицепные. Приводится в рабочее состояние только при помощи колес. Современные аграрии его используют крайне редко, так как сегодня техника оснащена навесной системой со встроенным гидроцилиндром. Пользователи отмечают, что земля, перепаханная таким плугом, более однородная и ровная, но при этом значительно увеличивается радиус разворота, что не всегда есть уместным и возможным;
  9. конские. На конной тяге сегодня плуги используются крайне редко, но все же такой тип обработки земли еще можно встретить. Его целесообразно использовать в тех местах, куда техника попросту не доберется.
  10. По назначению. Плуг широко используется потребителями непосредственно для обрабатывания почвы. Но также его применяют для работ под водой, для прокладки кабеля, во время добычи нефти.

Виды и классификация плугов

В настоящее время на рынке можно встретить несколько видов плугов. Среди них выделяют такие категории:

  • лемешные;
  • дисковые;
  • ротационные;
  • комбинированные;
  • чизельные.

Самым большим спросом пользуются изделия лемешного типа. Их использовали ещё наши предки, при этом прежняя популярность осталась неизменной и до наших дней. Что касается дисковых решений, то чаще всего такие модели незаменимы при обработке тяжелых почвенных составов и участков с повышенной или недостаточной влажностью. В свою очередь, комбинированные и ротационные устройства подойдут для обработки целины.

Последний тип характеризуется сложной конструкцией и узкими сферами применения. При частном земледелии такой вариант неэффективен из-за сложностей в обслуживании и других тонкостей.

Что касается типов тяги, то они представлены следующими категориями:

  1. Тракторная. Считается самой популярной разновидностью плугов. Её выпускают под разные виды техники, включая компактные минитрактора, а также мотоблоки;
  2. Для конной тяги. Популярность подобного решения гораздо ниже. Его необходимо применять на тех участках, где использование трактора нецелесообразно или невозможно из-за отсутствия свободного места;
  3. На канатной тяге. Чаще всего их применяют в местах, куда не может забраться конь. Речь идёт о заболоченных участках с большим уклоном и т.д.

Однако это не вся классификация, есть ещё две категории по типу назначения. Речь идёт об общем и специальном. Представители первой группы способны обрабатывать большинство существующих видов земель, в то время как специализированные модели подойдут для:

  • каменистых почв. Они оборудованы защитными механизмами, которые обеспечивают надёжную защиту от повреждений из-за воздействия крупных камней;
  • оборотные модели. Поставляются с двумя одинаковыми плугами в зеркальном отображении. Чаще всего их используют для гладкой вспашки, когда необходимо получить максимально ровную поверхность без любых борозд и горбов.

Виды и классификация плугов

Есть несколько конструкций плугов:

  • лемешные;
  • дисковые;
  • ротационные;
  • комбинированные;
  • чизельные.

Наиболее распространенные — лемешные плуги. Они использовались еще нашими предками и по сей день на большинстве полей работают они. Для вспашки тяжелых земель, участков с повышенной или недостаточной влажностью, используют дисковые плуги. Комбинированные и ротационные — более сложные в устройстве, подходят для возделывания целины. Чизельные — это особые устройства, которые не предусматривают оборот пласта. Их относят к плугам условно и применяют редко, особенно в частном хозяйстве.

По типу тяги плуги делят на несколько категорий:

  • Тракторные. На данное время это наиболее распространенный вид плугов. Они выпускаются под разные виды техники, в том числе и под малогабаритные минитрактора и даже мотоблоки.

Небольшой тракторный плуг

И это еще не все. Есть еще классификация по назначению: общего и специального. Плуги общего назначения работают на большинстве освоенных земель. Среди плугов специального назначения есть:

  • Для каменистых почв. Они имеют встроенные защитные механизмы (подъемные), которые не позволяют крупным камням повредить плуг.
  • Оборотные. Имеют два одинаковых плуга в зеркальном отображении. Позволяют получить ровную поверхность без ярко выраженных горбов и борозд (гладкая вспашка).

Оборотные плуги — одно- и много- корпусные

Это еще не все разновидности, но наиболее популярные и используемые. Отличаются они конструктивно, причем порой серьезно.

Дисковый нож

Дисковый
ножплуга
разрезает почву в вертикальной плоскости
по линии отделения пласта от массива и
способствует лучшему обороту пласта,
заделке растительных остатков,
обеспечивает устойчивый ход плуга и
равномерность глубины вспашки. Различают
ножи дисковые, черенковые и плоские с
опорной лыжей.

Дисковый
нож (см. рис. 7, а)представляет
собой диск 11,
свободно вращающийся на оси, закрепленной
в проушинах
вилки 15.
Режущая кромка заточена с двух сторон.
Вилка 15
свободно надета на нижний конец коленчатой
стойки 13 и
может
поворачиваться в горизонтальной
плоскости в пределах, ограниченных
корончатой шайбой 14.
Во
время работы нож самоустанавливается
в плоскости, совпадающей с направлением
движения
плуга. Стойку 13
ножа
крепят на раме плуга при помощи
хомута 12 и
накладки.

Нож
можно перемещать вверх и вниз, а также
вперед и назад вдоль рамы. Поворачивая
ключом стойку 13,
можно изменять
положение плоскости вращения диска
относительно полевого обреза корпуса
плуга.

Дисковые
ножи применяют на плугах общего назначения
и кустарниково-болотных для вспашки
почв, не засоренных корнями деревьев и
камнями. Для получения ровной стенки и
чистого дна открытой борозды дисковый
нож устанавливают обычно перед последним
корпусом. Центр диска располагают над
носком предплужника или впереди него
на расстоянии до 130 мм, нижнюю кромку
ступицы — выше поверхности поля на 1…2
см, плоскость вращения диска смещают в
сторону поля от полевого обреза корпуса
на 1…З см. При вспашке задернелых почв
дисковые ножи ставят перед каждым
корпусом. Ножи облегчают отделение
задернелых пластов, обеспечивают
постоянство ширины отрезаемых пластов
и способствуют правильному их обороту.
Это снижает тяговое сопротивление
плуга, улучшает качество вспашки и
снижает износ лемехов и отвалов.

Описание работ по сборке

Чертеж простого плуга для минитрактора и мотоблока.

Основным несущим элементом рассматриваемого оборудования является рама, на которую крепятся остальные составляющие. Она изготавливается из металлического профиля круглого или прямоугольного сечения толщиной 2-3 мм. На рамную часть крепятся рабочие корпуса и вспомогательные элементы плуга. Форма рамы соответствует количеству рабочих инструментов плуга и выбранным управляющим элементам.

Также можете посмотреть чертежи и сборку плуга для минитрактора Т 25

Геометрические особенности плуга

Схема лемеха плуга.

На представленном чертеже показано устройство лемешно-отвального корпуса плуга. Лемех (I) является самой нижней частью, производящей врезание в почву. Пласт земли двигается к отвалу (IV), который переворачивает, крошит и сдвигает грунт в борозду. Полевая доска (II) служит направляющей для движения плуга и не позволяет смещаться в сторону необработанной пашни. Стойка (III) крепит рабочий инструмент на несущей раме и жестко удерживает нож в рабочем состоянии. Лемех состоит из носка, лезвия и пятки (1, 2, 3), которые обеспечивают успешное проникновение в грунт. Верхний, бороздной и полевой обрезы (6, 4, совместно с крылом (5) и грудью отвала (7) благодаря своим геометрическим параметрам обеспечивают правильное перемещение и рыхление пласта. Конструкция плуга с двумя корпусами выполняют оптимальную вспашку небольших земельных участков на минитракторах. В интернете можно найти множество видео, описывающих работу таких устройств.

Крепление стойки плуга

Стойка исполняется с регулировочными отверстиями для настройки необходимой глубины вспашки. Она выполняется из металлической пластины толщиной 8-12 мм для придания достаточной жесткости при сопротивлении высоким нагрузкам при работе. Стойка крепится на раме болтами, угол наклона корпуса должен обеспечивать нормальное вхождение режущей кромки лемеха в почву.

Изготовление дышла и крепление колеса

Соединение основных узлов плуга.

Рама крепится к минитрактору с помощью стандартного сцепного пальцевого устройства или самодельного дышла. Первые можно взять со старого изношенного оборудования и приварить к передней части несущей конструкции, вторые изготавливаются своими руками в виде дышла с ручкой (примеры можно посмотреть на разнообразных видео в интернете). Различают прямое и V-образное дышло, причем второе более предпочтительное. Оно гасит боковые колебания плуга и обеспечивает прямолинейное движение.

Одной их дополнительных и управляющих деталей самодельного земельного орудия является полевое колесо. Оно служит для обеспечения легкости хода и предотвращения погружения рабочего инструмента в почву. Данные задачи может выполнять одно колесо, но на продвинутых конструкциях разделяют эти функции на два элемента. Полевое колесо крепится к раме на регулируемый кронштейн для обеспечения требуемых настроек плуга.

Крепление и изготовление рабочего органа плуга

Для изготовления основного рабочего инструмента плуга своими руками нужно сделать лемех и отвал. Корпус плуга необходимо производить из легированной стали с улучшенными прочностными характеристиками. В советские времена методические центры сельскохозяйственного машиностроения советовали усиливать корпуса плугов накладками из рессорной стали при обработке иссушенных и целинных земель. Хорошей заготовкой для производства режущей части является использованный диск для циркулярной пилы, материал которого обладает повышенными показателями прочности и жесткости. Лемех имеет форму клина с рабочим углом 40-42º. Лемех рекомендуется крепить к отвалу на болтах или заклепках для возможности снятия и регулярной заточки.

Монтаж отвала

Отвал изготавливается из металлического листа толщиной 3-4 мм с последующим изгибанием газовой сваркой или на вальцевом станке. Более просто сделать самодельный отвал из трубы диаметром 500-600 мм. Сначала делается чертеж-шаблон, затем он накладывается на заготовку, отрезается газовым резаком и обрабатывается на наждаке. Отвал жестко монтируется к стойке плуга при помощи сварки.

Регулировка оборудования для минитрактора производится на ровной площадке с твердым покрытием. Полевое колесо устанавливается на подставку, выверенную под глубину вспахивания. Лемех опускается до упора с опорной плоскостью, причем пятка должна быть параллельна поверхности земли. Стойка закрепляется в выбранном положении и оснастка готова к использованию. Чтобы проверить правильность настройки плуга, нужно сделать контрольную вспашку.

Подробнее сборка плуга показана на видео:

Тонкости эксплуатации

Качество и скорость выполнения работ зависит не только от выбора навесного оборудования, но и от уровня подготовки устройства перед работой. Опытные пахари рекомендуют правильно отрегулировать и настроить установку, выполнить смазку всех подвижных элементов и проверить надежность фиксации каждой детали. Среди основных правил работы с плугом нужно выделить следующие:

  • утяжеление устройства с помощью железных дисков, которые крепятся к раме – данная хитрость упростит работу с тяжелыми, глинистыми и сухими почвами;
  • заточка рабочего лезвия осуществляется только с помощью точильного камня;
  • регулярная и своевременная очистка лемеха от земли и корней растений;
  • ежедневная смазка подшипников;
  • во время работы с поднятым плугом нужно использовать специальные подставки;
  • после последнего использования необходимо очистить, вымыть и смазать все детали конструкции;
  • длительное хранение осуществлять только в сухих и проветриваемых помещениях.

Стоит выделить следующие основные этапы проведения регулировки и настройки оборудования:

  • регулировка глубины – осуществляется с помощью болта регулировки колес, который находится на внешней стороне квадратной трубы; вращение детали по часовой стрелке увеличивает глубину вспашки, а движение против часовой стрелки уменьшает глубину борозды;
  • регулировка ширины борозды – проводится путем растягивания длины регулирующей тяги поперечного вала;
  • выравнивание уровня сторон – осуществляется путем корректировки высоты необходимой штанги;
  • регулировка переднего и заднего положения рамы – проводится путем увеличения или уменьшения длины передней штанги корпуса.

Настройку плуга необходимо проводить только на ровной и жесткой поверхности, подложив при этом под левые колеса деревянную дощечку высотой 180 мм. Для мини-трактора с полным приводом высота бруса для переднего колеса должна быть больше, а для механизмов с задним приводом размер брусьев должен быть одинаковый. Размер деревянной подложки выбран неслучайно и связан со смещением центра тяжести во время работы к правому колесу. Левая сторона будет перемещаться по рыхлой и мягкой почве, которая будет опускать колесо на несколько сантиметров. Именно данная особенность (погрешность) и оказывает влияние на высоту бруска.

Настройка первого корпуса плуга является важным этапом процесса регулировки в связи с неплотным прилеганием правого колеса к почве, что значительно сокращает ширину вспашки. Стоит выполнить следующие этапы настройки:

  • регулировка отступа между внутренней частью правого колеса и крайней точкой лемеха; длина отступа должна быть не менее 10 процентов от ширины захвата одного корпуса;
  • проверка расположения лемеха относительно рабочей поверхности; между острой частью плуга и землей не должно быть зазоров и просветов;
  • регулировка высоты расположения полевой доски, которая не должна быть выше уровня земли минимум на 2 сантиметра;
  • установка полевой доски относительно центральной оси трактора.

После приобретения устройства нужно обязательно внимательно изучить инструкцию производителя, в которой подробно указаны все характеристики прибора, виды возможных поломок, правила их устранения и описаны все тонкости ухода за оборудованием. Плуг для мини-трактора уже многие десятки лет является незаменимым прибором, который используют все владельцы земельных участков. От правильного выбора устройства зависит скорость осуществления работ, а также ее качество.

О том, как правильно регулировать плуг для мини-трактора, смотрите в следующем видео.

Виды и предназначение плуга к минитрактору

Обработка земли — это наиболее сложная и трудоемкая процедура в выращивании фруктов и овощей. Почву нужно обработать перед посевом и после уборки урожая. Облегчить эту работу как раз и может плуг. Это навесное оборудование для минитрактора имеет металлический лемех, которым он и переворачивает землю. Очень давно человек сам должен был тащить за собой лемех, чуть позже — эту работу выполняли животные, а сегодня — техника.

Основная задача плуга для мототрактора — переворачивание верхнего пласта почвы. Таким образом уничтожаются все сорняки. Лемех подрезает уже принявшиеся растения, разрушая их корневую систему, а также семена сорняков при переворачивании земли оказываются достаточно глубоко, благодаря чему также погибают и не прорастают. В процессе вспашки земля разрыхляется, становится более рассыпчатой, насыщается кислородом.

Плуг для мототрактора и минитрактора бывает таких типов:

  1. Дисковый. Устройство имеет форму сферических дисков, которые циркулируют на подшипнике. Края у дисков острые, поэтому они очень легко разрезают землю. Чаще всего такой инструмент используется на очень затверделых или очень влажных почвах;
  2. Оборотный или перекидной. Конструкция имеет вид клиньев, расположенных под небольшим градусом. В итоге вы получите криволинейный отвал измельченной почвы;
  3. Роторный. Это уже боле современный инструмент, который представляет собой подвижный вал, на который монтируются ряд лемехов. Минитрактору с таким устройством работать гораздо легче и быстрее, так как ему не нужно следовать строгой прямой линии движения.

Самым оптимальным решением будет двухкорпусный плуг для минитрактора — имеющий два лемеха. Хотя однокорпусные модели тоже пользуются спросом у владельцев небольших участков.

Плуги для минитрактора также делятся на такие виды по разным критериям:

  1. По способу пахоты. Делятся на такие подвиды:
  2. бороздные;
  3. для образования свальных гребней;
  4. гладко пашущие;
  5. По типу крепления. В свою очередь данный вид делится на следующие подвиды:
  6. навесные. Такой инструмент способен подняться лишь благодаря специальной навеске. Количество корпусов зависит лишь от модели самого трактора. Достоинств здесь достаточно много: маленькая масса конструкции, небольшой радиус поворота, мало деталей. К недостаткам можно отнести лишь то, что трактор не сможет работать с плугом с большим количеством корпусов;
  7. полунавесные. Данный вид приводится в рабочее состояние благодаря специальной навеске и колесам, которые расположены на самом плуге. Количество корпусов зависит от типа трактора — с тягой до 3 тонн плуг может иметь до 6 корпусов, до 5 тонн — не больше 12 корпусов. Конечно, работать с таким количеством корпусов гораздо удобнее, однако значительно увеличивается радиус разворота и появляется огромное число конструктивных деталей;
  8. прицепные. Приводится в рабочее состояние только при помощи колес. Современные аграрии его используют крайне редко, так как сегодня техника оснащена навесной системой со встроенным гидроцилиндром. Пользователи отмечают, что земля, перепаханная таким плугом, более однородная и ровная, но при этом значительно увеличивается радиус разворота, что не всегда есть уместным и возможным;
  9. конские. На конной тяге сегодня плуги используются крайне редко, но все же такой тип обработки земли еще можно встретить. Его целесообразно использовать в тех местах, куда техника попросту не доберется.
  10. По назначению. Плуг широко используется потребителями непосредственно для обрабатывания почвы. Но также его применяют для работ под водой, для прокладки кабеля, во время добычи нефти.

Конструирование дышла установка направляющего колеса

Для создания дышла в железной трубе с обоих краёв нужно нарезать резьбу. Эта труба соединяется со стойками, которые находятся на раме при помощи шарниров. Подсоединение происходит при помощи специальной вилки на оси. Основным материалом для создания этой вилки также служит труба прямоугольной формы.

В теории можно поставить колесо, снятое с детского велосипеда, но зачастую они не выдерживают оказываемого на них давления. Поэтому с велосипедных колёс снимают только резину, а сам диск выпиливают из гетинаксовой пластины, толщина которой должна составлять минимум 25 мм. По центру диска высверливается отверстие для ступицы. По краю вырезанного диска следует проточить небольшое углубление, чтобы резина стояла надёжней. На колёсную ось также ставят длинные болты, диаметр которых составляет 10 мм.

На что следует обратить внимание при работе с плугом

  1. Во время работы предельные цепи плуга должны быть не в натяжку. Так плуг может колебаться влево и вправо, и обработка почвы будет более качественной. Но эти колебания не должны быть сильными.
  2. Для увеличения веса при более твердой почве на раму плуга монтируют металлический диск, тем самым утяжеляя плуг.
  3. Грязь и сорняки, которые попадают на корпус стоит очищать, иначе они будут увеличивать силу сопротивления и мешать вспашке.
  4. При каждом повороте или поднятии на уровень выше, следует сначала поднять плуг.
  5. Смазывать подшипники плуга нужно каждый день.
  6. Не стоит забывать, что подвесной плуг достаточно большой и при поворотах нужно быть внимательным, чтобы не задеть человека.
  7. Все работы с поднятым плугом нужно проводить, подставив под него дополнительные опоры. Вес плуга большой и если он случайно опуститься во время технических работ, то просто убьет человека.
  8. Стоять на механизме плуга сверху во время работы опасно для жизни.
  9. Лезвия плуга можно затачивать точильным камнем.
  10. После каждой работы плуг нужно тщательно очистить вымыть, просушить и смазать.

Наиболее распространенные разновидности

Плуг может быть разных видов:

  • 2 корпусный – отличается маневренностью и удобством в работе (двухкорпусной плуг способен долго служить и обеспечивать большие объемы работ);
  • дисковый – обеспечит надежность и выдерживает большие нагрузки;
  • однокорпусный – очень легкий идеально подойдет для сезонных работ;
  • оборотный – «активный» плуг, части в котором вращаются – тяжеловат, но удобен и эффективен в работе;
  • конский (или конный) – выпускают для работы с «живой» силой, то есть с лошадьми, но его также легко сделать самостоятельно (к примеру, из велосипедной рамы);
  • перекидные плуги – обеспечивают не только стабильную работу, но и экономят топливо.

Как видно, проектировочная мысль не иссякает, и разнообразие плугов дает возможность покрыть любые потребности как местности, так и рабочих. К тому же если задаться вопросом как правильно отрегулировать и как настроить, посвятить им некоторое время, то можно получить идеальный вариант для отдельно взятого случая. Добавим, что иногда целесообразно использовать роторный вариант.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector