Готический стиль в интерьере: описание + фото
Содержание:
- Французская готика и ее лучшие примеры
- Замки. История происхождения
- Доходный дом в Селиверстовом переулке
- Имение Муромцево
- Дизайн потолка
- Готическая архитектура на разных этапах своего развития
- Конструктивные особенности зданий готического стиля
- Развитие готики в изобразительном искусстве
- Устройство готического собора
- Русская готика
- Монтаж фальш фасада
- Гостиная в готическом стиле
- Пламенеющая готика или пламенная (поздняя)
Французская готика и ее лучшие примеры
Новый стиль всем настолько полюбился, что опыт Сен Дени вскоре применили при строительстве собора Парижской Богоматери – того самого, главного храма Франции. А потом – при возведении Ланского собора. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет.
Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2.
Чуть позже возвели величественные соборы в Реймсе, который на сегодняшний день лучше других сохранил свои первозданные витражи и скульптуры. А также собор в Амьене, что отличается высотой свода (42,3 м) и самой большой вместимостью – его площадь составляет 8000 м2.
С течением времени соборы, казалось, становились все легче и выше, а витражи, обогащенные разнообразием новых оттенков, многочисленнее и сложнее.
Апофеоз витражного готического искусства можно наблюдать в королевской капелле Сен Шапель, сплошь состоящей из лучистых разноцветных стекол.
Верхняя капелла базилики Сент-Шапель, Wikimedia
Всё, что мы рассказали, относится к французским соборам, образцам готического стиля в Европе. Итак, подведем итог: французский собор в целом – это высоченные ажурные башни, легкие стрельчатые арки, порталы и окна. Он украшен многочисленными скульптурами – выразительными, динамичными и неизменно изящными, а также «каменным кружевом» архитектурных деталей (фронтоны-вимперги, растительные завитки и шипы).
Замки. История происхождения
Начало строительства дворцов для высокопоставленных персон ведет свою историю с X века нашей эры. Именно в это время в мире разразились войны между различными княжествами и государствами. Для защиты городов крепости оснащались рвами, крепкими стенами, башнями.
Последние чаще всего делали круглыми или многоугольными. Чем больше была крепость, тем более величественно выглядел ее владелец. Жили в средневековых замках, в основном, очень влиятельные и богатые люди.
Впоследствии подобные конструкции отстраивали чаще не для защиты своих владений, а в качестве резиденций для влиятельных персон. Сегодня памятниками истории считаются замки, возведенные в готическом, классическом типах или ренессансе.
Замки в России стали создавать, начиная с возведения кремлей и защитных сооружений. Затем их строили в качестве дворцов для императоров и приближенных к ним персон. Наиболее известны такие отечественные постройки, как: Михайловский, Выборгский, Петергофские архитектурные ансамбли.
Существует ряд весьма любопытных фактов о замковых особняках:
- как правило, туалетом в них были гардеробные, которые оснащались обыкновенной дырой;
- их строили на возвышении, чтобы врагов было проще заметить и уничтожить;
- для воссоздания первых построек применяли натуральное дерево – это было необходимо, чтобы в случае проигранной битвы за территорию их можно было легко сжечь;
- лестницы в таких конструкциях делали всегда спиралеобразными – они также выполняли защитную функцию (противнику было тяжелее попасть в головную башню).
Доходный дом в Селиверстовом переулке
Роскошный дом был построен по проекту архитектора И. Михайловского, который украсил фасад изящными элементами.
Дореволюционная Москва, благодаря фантазии архитектора, обзавелась ещё одним зданием в неоготическом стиле. Зодчий применил модные для того периода методы строительства и элементы украшения фасада.
Над главным входом расположено ажурное окно, а другие окна фасада имеют стрельчатую форму. Украшением дома стали и вычурные пилястры. В 2000-х годах провели реконструкцию, сохранив в неизменном виде фасад здания, а вот дворовая часть дома утратила свою самобытность.
9
Имение Муромцево
Как это ни удивительно, но в России также можно встретить средневековый замок в готическом стиле. Во Владимирской области, в Муромских лесах, прячется интересный архитектурный памятник. Известный лесопромышленник Владимир Храповицкий, посетивший Францию, остался под большим впечатлением после поездки в долину Луары. Местные жители с гордостью показывали свои владения, и предприниматель захотел построить замок, который бы не уступал им по красоте.
Отставной полковник начал строительство в своем родовом поместье Муромцево, а помочь воплотить его мечту в жизнь согласился молодой, но очень талантливый зодчий Петр Бойцов, обожавший готический стиль. Через пять лет появился роскошный замок, окруженный красивым прудом и зеленым парком. Современники предпринимателя называли архитектурное чудо, снабженное всеми техническими новинками, «Версалем по-русски».
Дизайн потолка
Потолочное пространство в средневековом стиле подразумевало конструкцию, обеспечивающую перекрытие между этажами. Она представляла собой основание из досок, опорой для которых служили грубые неотесанные бревна, или в более позднее время – квадратный брус. Позже эта манера переросла в главную опознавательную черту георгианского стиля.
Для оформления потолка можно использовать конструкционные деревянные балки или сделать их имитацию из досок или панелей
Применительно к домашнему интерьеру вместо массивных бревен можно приобрести полимерные конструкции похожей фактуры. При строительстве дома на этапе составления плана сразу можно предусмотреть перекрытия из бруса.
Готическая архитектура на разных этапах своего развития
Готика в архитектуре делится на три этапа:
- ранний (XII век);
- зрелый (XIII век);
- поздний (XIV-XVвека).
Пора познакомиться с исключительно прекрасным направлением в зодчестве, которое и по сей день продолжает занимать свою достойную нишу.
Ранняя готика XII века: шаг вперёд в архитектуре
Средневековое архитектурное искусство развивалось и преодолело романскую ступень, превратившись в более зрелое с художественной точки зрения направление.
Искусство становится более выраженным в религиозном плане и приближается к реальной жизни по своей форме
Это сочетание предыдущих знаний Средневековья с противоречивыми представлениями XII века. В образах строений появляется мечтательность и некая взволнованность патетических образов.
Очевиден нарастающий интерес ко всему духовному и человеческому. Зародилась удивительно человечная концепция зодчества по Франции, архитекторы которой нашли способ облегчить массивность стен и разных перекрытий, тем самым найдя больше возможностей для свободного пространства
Собор города Санс был заложен примерно в 1140 году и полностью построен в XII веке
Собор в Сансе является трёхнефной базиликой. Средний неф широкий и невысокий, что смотрится очень контрастно по сравнению с узостью боковых нефов. Часть нагрузки продольных арок принимают на себя мощные колонны и столбы.
Вместо галерей появились узкие трифории с аркадами. В связи с изменением величины оконных проёмов в строительстве, на соборе появляются четырёхметровые контрфорсы, принимающие на себя часть нагрузки со стен.
Романские традиции ещё заметны, но явственнее проступает переход на каркасную систему. В XII веке ещё не решили задачу связи каркасной системы и удачных композиционных построений. Ранняя готика занималась поиском именно такого решения.
Яркий пример ранней готики — собор в Лане
Внешний облик зданий на раннем этапе готической архитектуры ещё отдаёт дань романскому стилю.
Собор Парижской Богоматери заложен в 1163 году, а закончен только к XIV веку, что наложило на него отпечатки и раннего и зрелого этапов
Зрелая готика XIII века: ближе к реализму
В XIII веке продолжается строительство начатых в прошлом столетии соборов, появляются небольшие капеллы, принадлежащие гильдиям или частным лицам.
Королевская капелла Сент-Шапель была построена за 5 лет, в 1243-1248 годах и находится на острове Сит в Париже
Капелла являет собой образец архитектурного изящества, её пропорции совершенны, что обусловлено удачной композицией внутреннего строения и внешнего облика.
На смену массивным стенам и маленьким окнам пришли высокие пятнадцатиметровые окна, заполнившие простенки между сводами. Здание кажется очень хрупким, что визуально подчёркивается многоцветными витражами.
Собор в Реймсе — историческое традиционное место коронации королей Франции
Закладка готического собора произошла в 1211 году, остатки романской постройки не были приняты строителями во внимание. Здесь нет галерей, членение по ярусам идёт по вертикали, трифории располагаются очень высоко
Пропорции строения легки и изящны, а сам облик чрезвычайно декоративен вследствие включения в композицию новых элементов и решений: башенок, скульптур, глубоких порталов, окон «роз».
Поздняя готика: мрачность XIV-XV веков и её отпечаток в зодчестве
Для Европы, в особенности для Франции, XIV век оказался не самым лёгким в истории. Тем не менее, готическое строительство в Европе развивалось положенным ему темпом.
Для готики в её позднем расцвете характерна каркасная система, которая уже прочно вошла в основу зданий предыдущего этапа. Теперь больше внимания уделяется декоративным возможностям. Объёмы максимально облегчаются, растворяясь в декоре.
Увеличивается число оконных членений, усложняется рисунок их переплётов, приобретаются новые формы, становится больше фиалов, вимпергов, капители превращаются в декоративные пояса.
Кроме стрельчатой арки появляются другие типы. Своды становятся не только крестовыми, но и звёздчатыми и сетчатыми. Все формы упрощаются, столбы переходят в архивольты и нервюры, которые теперь опираются на кронштейны. Главным становится вертикализм и линеарная композиция.
Башня Сен Жак сохранилась после разрушения монастырской церкви (1508 – 1522 гг.)
Церковь Сент-Уан (1318 г.— начало XVI века) вытянута по канонам английской готики
Конструктивные особенности зданий готического стиля
Готику невозможно имитировать с помощью облицовочных материалов и отделочных работ. Это направление архитектуры выражено в самой конструкции строений, сообщающей им грациозный и одновременно величественный вид. Все они имеют одну особенность: снаружи выглядят значительно меньшими, чем внутри.
Французское gothique, немецкое gotisch, итальянское gotico производны от латинского gotthus и греческого gothos (на фото капелла)
Основа таких зданий – каркас, состоящий из специальных «ребер» – нервюр, контрфорсов, аркбутанов. Это основные элементы конструкции, применение которых помогает снизить нагрузку на стены и правильно ее распределить. Это позволило выстраивать максимально широкие оконные проемы и высокие своды, использовать в оформлении зданий стеклянные витражи. Благодаря прочному каркасу, удалось существенно снизить вес строений и увеличить их площадь и высоту.
Характерные черты готического стиля
Конструкция готического храма, система нервюр, контрфорсов и аркбутанов
Конструктивные элементы
Готические архитектурные композиции невозможно перепутать с ансамблями других стилевых направлений. Готика имеет только ей присущие черты: особую экспрессию и динамику, выразительность декоративных элементов. Здания, выстроенные в этом стиле, являются настоящими произведениями искусства, наследием культуры средних веков.
Характерные черты готической архитектуры – устремленные ввысь пикообразные купола и стеллы, высокие своды, широкие стрельчатые арки, массивные колонны. Огромные внутренние пространства соборов и храмов призваны подчеркнуть ничтожность человека перед Богом. Тщательно продуманная конструкция каркаса зданий позволила достичь качественных звуковых эффектов, обеспечивающих слышимость голоса пастыря в самых отдаленных уголках храма.
Готический стиль здания
Типы сводов готических зданий
Готический свод
Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи
Звездчатый свод
Один из основных элементов готических строений – свод. Он состоит из особых деталей каркаса – нервюр, что в переводе означает «жилка» или «ребро». Первым был изобретен крестовый свод, который стал впоследствии основным элементом строений в готическом стиле. Помимо него, существуют и другие типы сводов:
- звездчатый;
- шестигранный;
- веерный;
- сетчатый.
Каждый из них является основой купола или арки, представляет собой опорную конструкцию для стен и кровли. По мере развития архитектурного стиля, в каркас сводов стали включать не только массивные нервюры, но и более тонкие и изящные перемычки – тьерсероны и лиерны. Это вспомогательные элементы, наличие которые позволяет формировать криволинейные строения.
Свод с подвеской
Звездчатый свод — фото
Развитие готики в изобразительном искусстве
На развитие средневековой живописи в немалой степени повлияли философские взгляды Фомы Аквинского. В своих трактатах теолог призывал творцов отойти от символизма и высказал мысль о том, что произведение искусства должно отображать материальный мир.
Призыв к реалистичности нашел отражение в церковной живописи — композиция не изменилась, но персонажи на картинах приобрели индивидуальность. Лица стали узнаваемыми, жесты естественными, а пейзажи из фона постепенно превратились в эстетический объект, затрагивающий чувства зрителя. В замкнутых помещениях, где разворачивается действие, появились окна, в которых просматриваются детально прописанные виды окрестностей.
Эмоциональную окраску приобрели герои христианских сюжетов. Богоматерь с младенцем стали изображать в центре обыденной сцены в окружении предметов быта, животных и растений, что давало зрителю возможность установить личный контакт с картиной. Внешность Мадонны также претерпела изменения — в ней угадываются черты реальных женщин, живших в ту эпоху.
Возросла роль архитектуры — здания и интерьеры выступают полноправными участниками действия. Изменения восприятия мира художниками нашли отражение в работах фламандского мастера Яна ван Эйка (Jan van Eyck). В сцене «Благовещения» на одной из створок Гентского алтаря ангел и Дева Мария изображены в комнате, где детали интерьера прописаны настолько подробно и объемно, что кажутся настоящими.
Устройство готического собора
В основе готической архитектуры лежит стройная идеологическая программа, которую составляли ученые-богословы. От нее зависела конструкция собора, она же определяла основные тезисы его назначения — кому посвящен, в каком месте строится.
На первый взгляд, множество архитектурных элементов выглядят как хаотично выросшие и причудливо переплетенные стебли растений. Однако, как и в любом христианском храме, здесь нет ничего беспорядочного или случайного.
Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены
В архитектурном плане готический собор представляет собой прямоугольную базилику с алтарной частью, ориентированной на восток. Такое расположение связано с тем, что восток символизировал рай и Бога, которому и была посвящена алтарная апсида — небольшой полукруглый выступ здания. Свод над апсидой был символом небесного свода, который олицетворял единство трех ипостасей Всевышнего, а значит, и единство мира.
Западный же фасад был обращен к земной жизни. Он богато украшался витражами и скульптурными композициями. Постоянными «обитателями» готических соборов были гротескные существа — гаргульи и химеры: их причудливые фигуры играли роль водостоков. Фасад венчали обычно две башни. Все части готического собора были символичны. Стоит в этом разобраться.
Д. П. Панини «Интерьер Санта-Мария-Маджоре в Риме» (1750)
Русская готика
В некоторых искусствоведческих энциклопедиях к готическому стилю относят средневековые церковные и светские постройки, действительно, они имеют отдельные признаки стиля, но такой взгляд не является традиционным, всё-таки византийская архитектура далека от классической французской. Если присмотреться к деталям фасада Спасской башни Московского Кремля, то также можно найти явные готические элементы, здесь очевидно влияние западной Европы. Для строительства Кремля приглашались мастера из Италии. Но, опять же, всё это только отдельные элементы, нельзя сказать, что в России имело место какое-то бурное развитие стиля в средневековый период.
Полноценное развитие стиля началось в XVIII-XIX веках с наступлением эпохи неоготики.
1. Православные церкви в готическом стиле. Изначально готический стиль был стилем католических соборов, поэтому в православных храмах он не использовался принципиально. Однако в конце XVIII века архитекторы начали предпринимать попытки адаптировать западную архитектуру к православной традиции. Широкого распространения данное архитектурное течение не получило, тем не менее было возведено несколько построек.
Чесменская церковь, русская готика
Крупнейшие церковные постройки:
- Чесменская церковь, 1777-1780, Санкт-Петербург, стилизации под готику в екатерининскую эпоху;
- Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф, автор проекта немецкий архитектор К.Ф.Шинкель;
Библиотека Николая II в Зимнем дворце, русская готика
2. Светские здания и частные интерьеры. В русской готике периода историзма было много эклектичного (смешения стилей), как и в других странах Европы. Нельзя сказать, что сформировались какие-то уникальные национальные особенности, большинство проектов были авторскими, архитекторы, зачастую, импровизировали с интерьерными элементами, а не следовали каким-то однообразным правилам.
Воронцовский дворец в Крыму, парадная столовая, проект английского архитектора Блера
Великобритания XIX века считалась центром новой готической культуры, поэтому во многих русских интерьерах можно увидеть подражание (английскому). Очень часто в готическом стиле выполнялся интерьер только одного или нескольких помещений в здании.
Крупные постройки и отдельные интерьеры:
- Александровский зал Зимнего дворца, Санкт-Петербург, 1837 г., автор проекта А.П. Брюллов, в интерьере смешаны элементы готики, ампира и русские национальные орнаменты;
- Воронцовский дворец в Крыму, 1828-1848 гг., автор проекта – английский архитектор Эдвард Блэр, проект здания выполнен в стиле историзм и имеет черты различных стилей, но с ярко выраженными английскими чертами в интерьерах.
- Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, 1893-1898 гг., архитектор ;
- Интерьер столовой в Особняке Кёльха, Санкт-Петербург, 1896-1903 гг., столовая имеет роскошное оформление элементами с деревянной резьбой.
- , Санкт-Петербург, 1894-1895 гг., архитектор – А.Ф. Красовский.
Монтаж фальш фасада
Для того чтобы придать зданию колорит готики, необходимо оформить фасад в соответствующем стиле. Перед началом работ рекомендуется внимательно рассмотреть фото готических соборов и замков, выбрать подходящие для конкретного здания элементы декора.
Для готики характерны серые мрачноватые тона. Поэтому подойдут фасадные панели, имитирующие кладку из натурального камня.
Фасадные панели vinyTherm
Vinylit фасадные облицовочные панели с натуральной каменной крошкой
Можно установить полиуретановые фальш колонны и арки, которые создадут впечатление массивных проемов и сводов, характерных для готического архитектурного стиля. Но следует учесть, что пенополиуретан – материал белого или иного светлого цвета. Все они несвойственны для готики. Поэтому колонны и арки нужно будет покрасить в серый или другой выбранный цвет.
Вершины колонн готического английского собора
Оформление фасада фальш колоннами
При выборе пенополиуретановых элементов декора нужно учесть, что большинство предлагаемых производителями фальш колонн имеют ажурное обрамление. Эти элементы декора подойдут для оформления фасада в стиле барокко. Для готики характерны простота и лаконичность линий. Поэтому нужно выбирать те элементы, которые имеют как можно меньше вычурных завитков.
Лепной декор из полиуретана
Весь комплекс работ можно разделить на три этапа:
- подготовка фасада;
- монтаж элементов декора;
- окрашивание пенополиуретана.
Подготовительный этап
Прежде всего нужно произвести визуальный осмотр стен и убедиться в том, что они не требуют косметического ремонта. Если ситуация обратная, приступают к подготовке фасада.
Шаг 1. Удаляют со стен старый отделочный слой.
Шаг 2. Если есть трещины, вычищают их, одновременно удаляя все слабодержащиеся частицы.
Удаление старого покрытия
Шаг 3. Обеспыливают поверхность с помощью ветоши или пылесоса.
Шаг 4. Грунтуют стены на 1-2 слоя, используя специальные составы для обработки фасадов.
Грунтование
Шаг 5. Заделывают трещины с помощью цементно-песчаного раствора, приготовленного в пропорции 3:1 (одна часть цемента марки не ниже М400 и 1 часть карьерного песка).
Заделываем трещины
Шаг 6. В тех местах, где это необходимо, наносят слой штукатурки и выравнивают его. После чего выполняют затирку оштукатуренной поверхности с помощью специального инструмента: терки. Такой подход обеспечит гладкость стен.
Гостиная в готическом стиле
Готическая гостиная станет удачным выбором, если требуется оформить достаточно просторное помещение с высоким потолком. Не рекомендуется применять такой дизайн для типовой квартирки. Однако, как и в любом другом вопросе возможны исключения, особенно, если к разработке дизайна будет проявлен креативный подход.
Минималистическая гостиная с готическими чертами
Если вам хочется иметь гостиную в стиле Готики, однако очень нравиться такой стиль, можете придать минималистическому дизайну соответствующие черты, используя несколько характерных элементов. Это может быть, например, высокий стул-трон, который будет выделяться на фоне современной мебели. Подойдет также стеклянная мозаика с соответствующим сюжетом или дизайнерская кованая люстра. В результате сочетания предметов из разных эпох получиться интерьер, с легким оттенком эклектичным.
Статусная гостиная готическая: отделка
Отделка такого помещения должна выполняться самыми простыми материалами. Идеально подойдут Для покрытия стен, удачно имитирующие кирпичную кладку. Ими же должен отделываться потолок в готическом стиле.
Для пола подойдет натуральный камень, темное дерево или керамическая плитка.
В связи с этим, не следует использовать тщательно отполированный паркет.
Если гостиная обустраивается в здании со стандартной архитектурой, то можно применить некоторые хитрости. Например, можно придать окнам стрельчатую форму, используя ламбрекены на жесткой подкладке с соответствующим силуэтом. Кроме того, можно создать имитации колонн и сводов с помощью накладных декоративных элементов.
Цвет
Для готического интерьера характерно применение темной цветовой палитры. Изначально, такое оформление было чисто церковным, поэтому для него использовали 2 цвета: красный и синий. Они символизировали грешную плоть земную и небесную чистоту. В современном «прочтении» для Готики рекомендуется использование темно-красного, черного, синего и белого цветов.
Декор в готическом стиле
При создании декора в готическом стиле широко применяется необычный прием миниатюризации, нехарактерный для других интерьерных стилей. Например, приветствуется, когда камину придается форма самого «замка» со всеми его башенками.
Отдельное место отводится витражам. Этот вид искусства изначально был изобретен для украшения храмов. Однако короли и высшая аристократия стали использовать его при оформлении своих дворцов. Витражи в готическом стиле для интерьера светского, как правило, изображают сценки с участием различных персонажей (рыцарей, дам, их слуг, собак и пр.), а также цветы и геральдические символы.
Шикарно выглядят витражи, получившие название «Готическая роза». Они имеют круглую форму и размещаются на фасаде здания. В центре «Розы» может находиться герб, крест или изображение святого покровителя дома. Вокруг располагаются цветы, из которых складывается сложный и красивый орнамент.
Мебель в готическом стиле для гостиной
Мебель для готической гостиной должна быть достаточно массивной и выполненной из темного дерева. Опять же будет уместно использовать прием миниатюризации. Например, силуэт замка может быть отражен в форме и конструкции большого комода.
Готический стиль в интерьере гостиной предполагает использование в качестве смыслового центра интерьера камина. Возможно также обустройство большой, высокой печи, облицованной изразцами. Последний вариант был распространен в Средневековой Германии, откуда позже попал в Россию.
Согласно канонам Готики, принято расставлять мебель вдоль стен, тем самым освобождая пространство в центре комнаты.
Кроме стола и стульев, напоминающих трон, в помещении могут быть установлены лари. Они должны быть с высокой спинкой и использоваться в качестве сиденья. Оригинально выглядят характерные для средневековья разгибные стулья. Они являются прообразами современных трансформеров и очень практичны в эксплуатации.
Шикарно смотрятся варианты с ажурными боковыми стенками в нижнем ярусе.
Текстиль и светильники
Текстиля в готическом интерьере обычно немного. Использование ковров стало характерно лишь в ее поздний период. Поэтому многие современные дизайнеры с неохотой включают такие предметы интерьера в свои проекты. Их успешно заменяют гобелены, которыми украшают стены гостиной. Они представляют собой «картины» с сюжетом, соответствующим эпохе.
Кроме того, в готическом интерьере должны использоваться шторы из натуральных дорогих тканей.
Что касается освещения, то Готика предполагает использование кованых люстр, которые подвешиваются в центре потолка. Если помещение просторно, то лучше использовать два одинаковых светильника.
Пламенеющая готика или пламенная (поздняя)
Пламенеющий стиль (фр. flamboyant) – направление готики позднего периода средневековья (с XIV по XVI вв.), характеризуется наличием сложных орнаментов, напоминающих языки пламени. Так называемые, «пламенные орнаменты» являются разновидностью традиционных готических узоров «масверк», которые образованы соприкасающимися окружностями разного радиуса.
Орнамент в стиле пламенной готики, Церковь Сен-Северин в Париже
Постройки:
- Собор Нотр Дам де Руан ,1145-1506 гг.
- Церковь Св. Троицы в Вандоме, аббатство Тринити, нач. XVI в.
- Церковь Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко, 1428-1539 гг., провинция Нормандия
- Церковь Сент-Уэн в Руане, XV в.
- Церковь святого Северина в Париже, XV в.
Признаки: 1) применение орнамента «масверк» напоминающего языки пламени; 2) первостепенная роль декора; 3) упрощённая планировка зданий по сравнению с предыдущими периодами; 4) сложные своды с декоративными нервюрами, также применение декоративных замков в местах пересечения нервюр; 5) использование скульптур для оформления фасадов и интерьеров.