Укладка бордюра своими руками
Содержание:
- Характеристики садового бордюра
- Видео описание
- Цены на садовый бордюр
- Заключение
- Инструкция по установке
- 1 Область применения
- 6 Требования безопасности и охраны окружающей среды
- Установка бордюра для тротуарной плитки своими руками
- Пластиковый бордюр — доступный аналог камню
- Высокий бордюр — Правовед.RU
- Задачи бетонного садового бордюра в ландшафтном дизайне
- Общие требования, предъявляемые к бортовым камням
- Технология изготовления
Характеристики садового бордюра
В отличие от дорожных, садовый бордюр имеет меньшие габариты и вес, благодаря чему чрезмерные усилия при обустройстве дорожек прикладывать не придется. Выбор бортового камня основывается на следующих факторах:
Характеристики дорожки
Во внимание берется не только ее размер и форма, но и материал отмостки, а также его цветовая гамма.
Вид грунта (плотность, влажность), в который будет устанавливаться бордюр.
Предполагаемый срок эксплуатации.
Видео описание
Об установке бордюра в следующем видео:
Бордюрные изделия в обязательном порядке подлежат маркированию, в котором указываются габариты и вид изделия, а также могут содержаться дополнительные параметры (например, радиус кривизны для криволинейного бордюрного камня)
Покупая бордюрный камень, цена которого зависит в основном от показателей прочности, обращают внимание на характеристики, заявляемые производителем. В число последних входят:
- Габариты. В продаже представлены материалы для сада длиной 0,5, 1 и 3 метра. Высота находится в пределах 20-60 см, ширина — 6-15 см. Бордюрные камни, превышающие в длину пять метров, подлежат армированию.
- Популярный размер. Наибольшим спросом пользуется стандартный садовый бордюр с размерами 1000х200х80 (длинна — высота — ширина в мм). Он несложен в установке и оптимально подходит для отделки цветочных клумб и краев дорожек.
- Материал. По способу производства, предлагается вибролитые и вибропрессованные изделия.
Бордюр под цвет полотна дорожкиИсточник besplatka.ua
- Отклонение размеров. Для вибропрессованного бордюра длина, ширина и высота не должны отличаться более чем на 2 мм (для изделий до 1 м).
- Вес. Зависит от размера и толщины; вибролитые бордюрные камни тяжелее.
- Удельный вес. 2000-2100 кг/м3.
- Морозоустойчивость. Бортовые камни, полученные способом вибропрессовки, рассчитаны минимум на 200 циклов заморозки/оттаивания. В Московском регионе происходит в среднем 5-7 циклов за зиму, что означает не менее 30-40 лет службы.
- Прочность на сжатие. Достигает 350 кгс/см2 (марка бетона М350).
- Водопоглощение. Чем меньше это значение, тем лучше. Для вибропрессованных изделий показатель составляет 3-4%.
- Цвет. Для окрашивания используются серые, желтые, красные и коричневые пигменты, что позволяет максимально красиво вписать изделия в ландшафт.
Оценку качества можно также проводить по таким параметрам, как прочность на излом, износостойкость и отсутствие радиационного излучения
Важно оценить и внешний вид — качественные камни имеют ровную, без сколов, равномерно окрашенную поверхность
Бордюр со скошенным профилем для въезда машинИсточник teplosila.su
Цены на садовый бордюр
Лучшее соотношение цена/качество можно получить, обратившись в профильную компанию, занимающуюся изготовлением и реализацией садовых бордюров. Профильные организации предлагают продукцию различных размеров и цветов, произведенную из высококачественного сырья с соблюдением технологических норм.
Вы сможете не только приобрести материал, чье качество подтверждено сертификатом, но также получить грамотную консультацию технического специалиста. Многие компании также организовывают доставку покупки на участок строительства. Если вы собираетесь мостить дорожки тротуарной плиткой, декоративным камнем или брусчаткой, вам не обойтись без бордюра садового. Цена в Москве и регионе на вибропрессованный материал будет находиться в следующих пределах (за 1 шт.):
- Садовый: 500х200х60 (мм), вес: 13 кг. Цена: 70-90 руб. (серый), 95-120 руб. (красный, коричневый).
- Тротуарный: 1000x200x80, вес 35 кг. Цена: 145-160 руб. (серый), 190-210 руб. (цветной).
Бордюр для бетонной дорожкиИсточник yandex.ru
Вибролитые бордюры:
- Садовый: 500х200х30, вес: 8 кг. Цена: 65-75 руб. (серый), 80-95 руб. (красный, коричневый).
- Садовый: 500x210x40, вес 10 кг. Цена: 70-80 руб. (серый), 90-120 руб. (цветной).
- Тротуарный: 500x200x65, вес 13 кг. Цена: 80-90 руб. (серый), 110-130 руб. (цветной).
- Тротуарный: 1000x210x80, вес 30 кг. Цена: 160-170 руб. (серый).
Заключение
Стоимость покупки зависит от способа производства, формы и длины изделия, а также объема поставки. Практика показывает, что в долгосрочной перспективе эксплуатационные характеристики вибропрессованного бордюра превосходят параметры литого аналога. Благодаря более совершенной технологии, такой бортовой камень более практичен, поскольку лучше сопротивляется механическим, погодным и химическим воздействиям; он поможет оформить ландшафт и прослужит долгое время.
Инструкция по установке
Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку
Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик
То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.
Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой
Порядок работ
Итак, вот какой порядок установки бордюра:
- Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
- Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
-
Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.
- Далее на выровненное и уплотненное дно насыпаем щебень. Слой — около 10-15 см. Его тоже ровняем и трамбуем пока на нем не будет виден след от вашей ноги.
- Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и протягиваем веревку. Высота веревки — верхушка поребрика. Горизонтальность нити проверяем строительным уровнем. Она будет служить ориентиром при выставлении бордюра по высоте.
- Замешиваем песко-цементный раствор марки М300 или выше. Выкладываем его под ниткой продолговатой горкой. На подготовленную подушку устанавливаем бордюр, выравниваем его по натянутой нитке. Нижний край должен быть утоплен в бетон не менее чем на 5 см. Если такой слой не получается, добавляем бетон по бокам с обеих сторон.
Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.
Особенности и тонкости
Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.
Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать
Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.
Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на бортовые камни, изготовленные из горных пород и бетонов, применяемые в сборных конструкциях на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенных для физического и визуального ограничения транспортных зон, отделения проезжей части от других элементов автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения. Настоящий стандарт устанавливает технические требования к бортовым камням, а также их классификацию и требования к безопасности, маркировке, транспортированию и хранению.Примечания
1 Допускается применение бортовых камней для целей, отличных от указанных, в соответствии с проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги.
2 Допускается изготовление бортовых камней из железобетона на основании индивидуального проектирования при соответствующем технико-экономическом обосновании.Настоящий стандарт не распространяется на бортовые камни, применяемые в сборных конструкциях на улицах и дорогах населенных пунктов, а также в конструкции бортов, устраиваемых на автомобильных дорогах из монолитного бетона.Примечание — В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы армирования бортовых камней.
6 Требования безопасности и охраны окружающей среды
6.1 Бортовые камни должны обеспечивать безопасность их использования на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством государств — участников Соглашения.
6.2 Бортовые камни, применяемые для разграничения зон движения пешеходов и автомобильного транспорта, не должны иметь острых углов и режущих кромок на лицевой поверхности. Поверхность верхней грани таких бортовых камней должна быть шероховатой. Рекомендуется устройство искусственных неровностей на верхней грани в виде рифов квадратной формы с шагом 15 мм и глубиной (высотой) профиля 7 мм, а также фаски на сопряжении фронтальной и верхней граней.
6.3 Радиационная безопасность бортовых камней характеризуется показателем суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов, который определяют по ГОСТ 30108 .
6.3.1 Значения показателя суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов для бортовых камней, применяемых на автомобильных дорогах в пределах территорий населенных пунктов и зон перспективной застройки, не должны превышать 740 Бк/кг, что соответствует I или II классу радиационной безопасности по ГОСТ 30108 . Значения показателя суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов для бортовых камней, применяемых на автомобильных дорогах вне населенных пунктов, не должны превышать 1,5 кБк/кг (1500 Бк/кг), что соответствует III классу по ГОСТ 30108 .
6.3.2 При необходимости в национальных нормах, действующих на территории государств — участников Соглашения, предельно допустимое значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов применительно к бортовым камням может быть изменено в пределах норм, указанных в 6.3.1.
Установка бордюра для тротуарной плитки своими руками
Бордюры – важнейший элемент любой садовой дорожки вымощенной тротуарной плиткой. Они обеспечивают не только привлекательный, законченный внешний вид, но и придают жесткости всей конструкции препятствуя расползанию такого неотъемлемого элемента, как «подушка», обустроенная под самой плиткой. Установив бордюры, вы будете уверены, что ваши дорожки и площадки со временем не превратятся в довольно неприглядное месиво из плитки, щебня и песка. Работа по монтажу бордюра, особой сложностью не отличается, но этапы все — же стоит разобрать, чем мы и займемся далее в статье.
Подготовка материала и инструмента
Для работы нам понадобится следующее:
Материал | Характеристики | Назначение |
Бордюрный камень | Односторонний или двухсторонний | |
Песок | Мелкий, желательно речной | Замешивание бетонного раствора |
Цемент | Марки М300 – М400 | Приготовление раствора |
Щебень или гравий | Крупной фракции | Обустройство «подушки» |
Песок | Средней фракции | Обустройство «подушки» |
Колья | Деревянные | Разметка для будущих бордюров |
Совет: При выборе бордюрного камня обратите внимание, что односторонний камень используется, там, где планируется мощение тротуарной плиткой большой площади, а двухсторонний в местах соприкосновения дорожки с газоном. Так – же выбирая камень желательно приобрести изделия, изготовленные по технологии вибропрессовки, данная технология гарантирует долговечность и морозоустойчивость бордюров
Из инструментов нужно подготовить:
- Трамбовку автоматическую или механическую;
- Захват для бордюрного камня;
- Корыто или бетономешалку;
- Резиновый молоток;
- Мастерок;
- Лопату;
- Строительный уровень;
- Шнур или леску.
Подготовительные работы
В первую очередь для установки бордюра для тротуарной плитки своими руками необходимо грамотно подготовиться к проведению работ. Подготовка состоит из нескольких этапов:
1) Для того чтобы бордюры были выстроены точно в ряд, следует вбить колья в землю и на них натянуть верёвку на необходимую высоту учитывая при этом все уклоны служащие для водоотвода. Работу эту нужно провести с особой тщательностью, от нее будет зависеть насколько качественно и ровно в последующем «сядет» бордюрный камень;
2) После этого можно приступать к выкапыванию подходящей траншеи. Её ширина должна быть около 20 сантиметров, а глубина может варьироваться в зависимости от высоты используемого бордюра, но должна быть не меньше 10 сантиметров;
3) выкопанная траншея тщательно утрамбовывается, после чего в неё засыпается слой щебня;
4) Щебень также утрамбовывается и покрывается сверху слоем песка, который можно немного смочить;
5) Теперь можно проверить подготовленный участок, примерив бордюр.
Установка бордюрного камня
Шаг 1: Установка бордюра для тротуарной плитки своими руками, потребует «приготовления» бетонного раствора, так как в данном случае необходимо надёжное крепление. Замешивать раствор мы будем следующим образом: в корыте лопатой тщательно перемешиваем цемент и песок в пропорции 3 к 1, в подготовленную смесь добавляем необходимое количество воды и снова все перемешиваем. Консистенция готового бетонного раствора должна быть такой, что – бы ее можно было накладывать лопатой, но прилагать для этого усилие.
Важно: Добавляйте воду только в хорошо перемешанную смесь песка и цемента, так вы предотвратите образования комков. Шаг 2: Готовый раствор, заливаем ровным тонким слоем на подготовленную подушку, устанавливаем на раствор бордюры и резиновым молотком четко по строительному уровню и натянутому шнуру выравниваем их
Для скрепления бордюров между собой, места стыков с помощью мастерка промазываем бетоном и тщательно подбиваем блоки друг к другу
Шаг 2: Готовый раствор, заливаем ровным тонким слоем на подготовленную подушку, устанавливаем на раствор бордюры и резиновым молотком четко по строительному уровню и натянутому шнуру выравниваем их. Для скрепления бордюров между собой, места стыков с помощью мастерка промазываем бетоном и тщательно подбиваем блоки друг к другу.
Шаг 3: После того как все элементы установлены, бетоном заливается основание блоков.
Пластиковый бордюр — доступный аналог камню
Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.
Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке
Преимущества:
- Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.
Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.
Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.
Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.
Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.
Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.
Если говорить о недостатках
, нарекания вызывают такие нюансы:
- Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.
Материал хорошо горит.
Сомнительная экологическая безопасность.
Типовые размеры и монтаж
Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28
сантиметров, толщина:0.5-2 мм.
Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см
. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.
Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.
Высокий бордюр — Правовед.RU
Здравствуйте Дмитрий!
Зоной отдыха является участок озелененной территории или городского леса в черте города, обустроенный для интенсивного использования в целях рекреации, а также комплекс временных и постоянных сооружений, расположенных на этом участке и несущих функциональную нагрузку в качестве оборудования зоны отдыха.
В соответствие с п. 15 ч. 1 ст. 14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131 — ФЗ создание условий для массового отдыха жителей поселенияи организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечениесвободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговымполосам отнесена к вопросам местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
То есть, вопросы обустройства и содержания парков относятся к компетенции органов местного самоуправления.
РЕШЕНИЕм СМОЛЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТОТ 27 ФЕВРАЛЯ 2004 Г. N 800
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛБЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА СМОЛЕНСКА установлено следующее:
То есть, уборка и содержание парков г. Смоленска возлагается на МУП «Горзеленхоз» города Смоленска, на предприятия и организации, в ведении которых они находятся.
Таким образом, если в парке имеется объект (бордюр), который мешает движению отдыхающих, то Вам следует обратиться в вышеуказанные органы в том числе в Дирекцию Парка.
Смогу оказать услугу по составлению жалобы, а также проконсультировать по успешному решению вопроса по скайпу или в Чате.
С уважением Ф. Тамара
Задачи бетонного садового бордюра в ландшафтном дизайне
Благоустроенный садовый или дачный участок трудно представить без дорожек, помогающих разделить территорию на функциональные зоны и обеспечить комфортное передвижение. Бордюрный камень садовый является значимым функциональным элементом дорожек; его использование решает несколько задач ландшафтного проектирования:
- Разделяет зону зеленых насаждений, полотно дорожки и элементы ландшафтного дизайна.
- Продлевает срок службы дорожки. Каменные бортики сдерживают от расползания элементы мощеной кладки. Если дорожка сделана из сыпучего материала (опилки, гравий), бортики не дадут ему разлететься по клумбам и газону.
- Сохраняет чистоту. Благодаря бетонному ограничителю земля и вода для полива остаются в пределах выделенных им участков и не загрязняют поверхность дорожки, трава не прорастает между ее элементами.
- Помогает формировать общий стиль, придавая дорожкам (а, вместе с тем, и ландшафту) гармоничный и законченный вид.
- Защищает грунт от выветривания и вымывания, помогая сэкономить на его восстановлении (не придется закупать плодородную почву).
Земля в сохранности, а дорожка — в чистотеИсточник hozyain.by
Общие требования, предъявляемые к бортовым камням
ЖББК в соответствии с ГОСТ 6665-91 должны отвечать следующим требованиям:
- Каждое стандартное изделие имеет прямоугольную форму, скос с одной стороны и шероховатую поверхность.
- Погрешность габаритных размеров может составлять порядка 0,6 или 1,0 см (по длине в зависимости от протяженности изделия); 0,4, 0,5 или 0,6 см (по высоте); 0,4 или 0,6 см (по ширине). Отклонения в плане перпендикулярности торцевых и прилежащих к ним поверхностей могут быть около 0,4 или 0,5 см (это зависит от высоты камня).
- При производстве изделий используют материалы исключительно высокого качества. Это касается и цемента (марка М500), и гранитной крошки, и песка, и воздухововлекающих добавок. Только так можно добиться высоких показателей по износостойкости, прочности, долговечности, а также устойчивости к значительным нагрузкам механического характера и разнообразным внешним факторам.
На заметку! Для камней, имеющих длину 1,0 метр, используют мелкозернистый бетон; а изделия, протяженность которых составляет 3,0 и 6,0 метров, производят из тяжелого бетона.
- Производство изделий происходит способом вибрационного прессования (полусухого) с помощью специального оборудования.
- Класс бетона, который определяется в зависимости от прочности на сжатие, должен быть либо В30, либо В22,5.
- Не допускается наличие трещин на поверхности изделия. Исключение составляют едва заметные поверхностные раковины, имеющие длину до 5 см и ширину около 0,01 сантиметров (не более). Количество трещин на 1 квадратном метре поверхности камня не должно быть больше, чем 5 штук.
- Касательно морозостойкости марка бетона предусмотрена следующая: F300 (для районов с температурами окружающего воздуха ниже -45 градусов), F200 (от -15 до -45 градусов включительно), F150 (от -5 до -15), F100 (от 0 до -5).
- Цвет изделий предусмотрен только серый (причем, равномерный по всей глубине).
Важно! Окраска бордюра в какой-либо цвет является нарушением
- Бордюрный камень должен быть закреплен надежным образом. Поэтому его заглубляют на ⅔ высоты изделия в целом.
- Для удобства погрузки/выгрузки и монтажа бордюрных блоков, имеющих значительный вес, предусмотрены специальные петли.
- Изделия должны иметь низкую гигроскопичность, чтобы в процессе кристаллизации воды они сохраняли свою целостность и не разрушались. Так, водопоглощение для камней из мелкозернистого бетона должно быть порядка 6%, а из тяжелого всего 5%.
- Армирование обязательно для изделий, имеющих длину от 3 метров и больше.
- Для магистральных дорог высота бордюрного камня должна составлять 45 см, а для внутриквартальных проездов – 15/18 см.
Технология изготовления
Обычно, тротуарные бордюры изготавливают в заводских условиях, однако технология производства довольно проста, поэтому блоки можно сделать самостоятельно. Такой вариант идеально подойдёт для владельцев приусадебных участков, которые хотят разнообразить ландшафтный дизайн загородного дома.
Технологический процесс начинается с изготовления формы для отливки. Сразу нужно уточнить, что форму можно приобрести в готовом виде — это монолитная конструкция, удобная для заливки и извлекания бетонной смеси. Однако форму можно изготовить самостоятельно, использовав листы фанеры или металла.
Отметим, что для удобства монтажа, одна сторона блока должна иметь небольшой скос. Этого можно добиться, изготовив соответствующую форму или срезать излишки шлейф машиной после схватывания смеси.
Для приготовления смеси, необходимо приготовить цементно-песчаную смесь (пропорция 1:3
). Компоненты перемешивают до получения однородной массы.
Затем добавляют щебень в соотношении 3 части
камня на 1 долю
сухой смеси. В состав добавляют воду, перемешивают, не допуская образования комков.
После этого, смесь заливают в приготовленную форму, предварительно смазав стенки отработанным машинным маслом.
Если планируется делать армированный бордюр, форма заполняется наполовину, затем устанавливается арматура, доливается остаток бетона. Поверхность разравнивают строительным мастерком.
Чтобы можно было извлечь блок, залитая форма должна отстояться в прохладном месте 3-4 дня
. После этого блок извлекают, оставляют сушиться на открытом воздухе ещё неделю. По истечении этого срока можно приступать к монтажу.