Светильники из эпоксидной смолы

Лайфхаки

Напоследок предлагаем несколько полезных советов, которые будут очень кстати при изготовлении светильника из эпоксидки.

  • Чтобы предотвратить нагревание основы, выложите нижнее отверстие под лампочку обычной пищевой фольгой. Она станет своеобразным отражателем.
  • Для перемешивания смолы можно использовать дрель. Однако и в этом случае на стенках останется небольшая часть непрокрашенной смолы. Чтобы избежать этого, несколько раз перелейте состав из стакана в стакан. При перемешивании неизбежно появляются пузырьки. Если они не должны стать украшением светильника, поместите тару со смолой на водяную баню (до 50°C): постепенно воздух выйдет сам, остатки пузырей проколите зубочисткой.
  • Если вы планируете сделать лампу, смоляная часть которой будет состоять из нескольких частей, не обязательно ждать полного затвердевания предыдущих слоев. Достаточно подождать 1,5-2 часа, а потом заливать новую порцию. Благодаря этому переходы между частями будут более плавными и интересными.

Когда лампа из древесины и эпоксидки готова, можно насладиться делом своих рук. Теперь это оригинальное украшение интерьера, самостоятельно созданное по минимальной стоимости, будет долго радовать глаз своим оригинальным внешним видом.

Правила техники безопасности

Помните, что эпоксидная смола становится безвредной только после окончания процесса полимеризации. Жидкая субстанция выделяет вредные испарения, а при контакте с кожей вызывает сильную аллергию. Поэтому на всех этапах работ (в том числе и финишных) требуется использование индивидуальных средств защиты:

  • перчаток и рабочей одежды с длинным рукавом;
  • защитной маски-респиратора;
  • очков для глаз.

Все работы проводятся только в хорошо проветриваемом помещении, после их окончания комнату необходимо тщательно проветрить. Грамотно подходите и к выбору эпоксидки для дизайна. Для творчества применяется специальная смола – ювелирная или декоративная. Она не токсична и при отвердевании становится полностью прозрачной.

Секреты изготовления

Светильник из эпоксидки красив и оригинален, а его изготовление – увлекательный процесс, требующий фантазии и художественного вкуса. Мы предлагаем мастер-класс по изготовлению конструкции из фрагмента дерева и полимера.

Новичкам, прежде чем приступать к работе над светильником, следует провести пробное смешивание эпоксидной смолы с отвердителем и красителем. Если все получилось, можно приступать к работе. Для создания поделки нам понадобятся:

  • деревянный брус, который станет основой светильника;
  • эпоксидный полимер;
  • отвердитель;
  • желающим подкрасить эпоксидную смолу необходимо приобрести пигменты или красящую пасту нужного цвета;
  • составы для обработки древесины (полиэфирные масла или лаки);
  • фрезерный станок;
  • средства для шлифования с поверхностями разной зернистости;
  • дрель;
  • для создания молда приобретается акрил;
  • емкости и палочки для смешивания;
  • герметик.

Что касается самого светящегося элемента, все зависит от желания мастера. Можно залить светодиоды или светодиодную ленту.

Понадобятся еще патрон и электрический кабель с вилкой.

Прежде чем преступить к работе, нужно сделать эскиз будущего светильника. Затем поэтапно совершать ряд несложных действий.

  • Подготовленному бруску придать нужную форму согласно эскизу, затем хорошо отшлифовать. Изделие выглядит привлекательнее, если деревянная основа будет меньше полимерной его части. Сам брусок может иметь ровный срез или рваные края. Второй вариант смотрится эффектнее.
  • Далее необходимо просверлить в деревянной заготовке сквозное отверстие под LED-лампу с патроном.
  • С одной стороны к брусу будет подведен кабель, с другой – эпоксидная часть светильника. Отверстие между основой и полимером нужно закрыть. Для этого из прозрачного пластика или стекла вырезают деталь, подходящую по размерам для его сокрытия.
  • Затем необходимо подготовить молд (опалубку), куда и будет произведена заливка эпоксидной смолы. Для этого из акрила вырезают 4 поверхности, с помощью скотча соединяют в прямоугольный короб с равными сторонами. Конструкцию устанавливают на деревянное основание и герметизируют стыки.
  • В смолу добавляют пигмент, а затем отвердитель. Пропорции указываются на фабричных упаковках. Состав в опалубку следует вводить быстро, пока он не начал затвердевать. Окончательное застывание произойдет через сутки, после чего молд убирают.
  • Полимерную часть светильника тщательно шлифуют, а древесную – покрывают лаком.
  • В деревянную основу вставляют лампу, пропускают кабель и закрепляют с помощью хомутов. Кабелю понадобится небольшое боковое отверстие, которое лучше просверлить заранее. Широкое внешнее отверстие можно прикрыть крышечкой, вырезанной из фанеры.

Подготовка посадочных мест под электрооборудование

Для того, чтобы отверстие было точно по центру, необходимо разметить брус с обеих торцов, после чего просверлить самым длинным сверлом. Здесь главное – держать инструмент ровно, чтобы «тоннели» в итоге соединились. Конечно, можно сразу использовать толстые свёрла или перья, однако в этом случае возможен перекос. В итоге, лампа получится неровной, если вообще получится добиться какого-либо положительного результата работы.

Необходимо засверлить брус насквозь ровно по центруФОТО: youtube.com

Дополнительная деталь, без которой не обойтись

Для того, чтобы фокусировать или, наоборот, рассеивать луч света, потребуется линза. Её можно выкрутить из старого объектива фотоаппарата или даже сделать самостоятельно из пластиковой бутылки. Можно, конечно, обойтись и без неё, но в таком случае не удастся добиться того эффекта, на который рассчитывает мастер. Ведь в планах было изготовить аналог лампы с зарубежного сайта.

Линза от объектива фотоаппарата прекрасно подойдётФОТО: youtube.com

Обработка застывшего изделия

Выждав положенный срок, отлитую заготовку извлекают из формы. В этот момент ее поверхность далека от идеала и требует дополнительной отделки. Шлифовать и полировать можно вручную, но это длительный и трудоемкий процесс, поэтому при частом изготовлении украшений удобнее воспользоваться вращательными приспособлениями.

Легче всего это сделать с помощью специальной полировочной машинки типа «Dremel», на которую последовательно насаживают шлифовальные диски с разной степенью зернистости. Однако если ее нет, не стоит унывать. Насадки для шлифовки можно прикрепить к шуруповерту или дрели. Шлифовка выполняется в несколько этапов, во время которых меняют шлифовальные диски с разным размером зерна. Рекомендуемая последовательность:

  • 600;
  • 800;
  • 1000;
  • 1500;
  • 2000;
  • 2500.

Подобная постепенность очень важна: если пропустить один из этапов и перейти к более мелкозернистому диску, это ухудшит качество работы и приведет к неудовлетворительному результату. Во время шлифования деталь смачивают, периодически окуная ее в стакан с водой. Смачивание предотвращает перегрев полимера от трения.

Обязательно следует надеть респиратор и защитные очки, т. к. разлетающиеся при работе капельки с мельчайшими частичками эпоксидной смолы могут попасть в глаза или носоглотку, вызвав раздражение.

На заключительном этапе изделие полируют до появления глянцевого блеска с помощью полировочных дисков и пасты ГОИ. Вместо нее можно использовать пасту для полирования автомобилей. Она продается в магазинах автотоваров или на авторынке.

Работа с древесиной

Для изготовления уникального осветительного прибора из дерева и эпоксидной смолы своими умелыми руками вам понадобится цельный и ровный брусок (из дубовой или другой древесины) с поперечным квадратным сечением около 100 мм и длиной  около 250 мм. Брус будет основой светильника.

В работе мы обойдемся без профессионального оборудования и сложного специального инструментария.

Нам будут нужны только следующие предметы:

  • карандаш;
  • линейка;
  • электродрель;
  • 3-4 сверла с разным диаметром;
  • перьевое сверло;
  • стамеска.

Далее приступаем к работе. Процесс производим в следующем порядке.

  • Разметка по ширине. Определяем, какая часть длины бруса будет древесной, а какая – смоляной. В соответствии с этим наносим разметку: вначале проводим под линейку
    две параллельные линии по ширине основы. Затем поверх одной из них наносим от руки произвольную дугообразную линию. 
  • Разделение основы по разметке. Чтобы разломать кусок дерева, молоток и стамеска не пригодятся. Для этого мы используем дрель и несколько сверл, имеющих разный диаметр. Сверление производим в хаотичном порядке, но в целом ориентируясь на намеченную дуговидную линию. Далее при помощи стамески разделяем деревянный брус на две части.

Двухсторонняя разметка центра. Центр заготовки просверливаем с обоих концов (создаем направляющую для крупного сверла).

Устанавливаем барьер между составляющей из смолы и лампочкой. Для этого сгодится любой прозрачный материал – оргстекло, пластик. Вырезаем кусок нужного диаметра. Если у вас найдется подходящая линза, то можно использовать ее.

Высверливание отверстий по сторонам бруска. На одной стороне основы используем сверло, соответствующее диаметру барьера, для просверливания другого конца берем перьевое сверло большого диаметра (до 5 см). Чтобы облегчить работу, предварительно целесообразно просверлить несколько дополнительных отверстий при помощи обычных сверл.

На этом первичная работа с деревом завершена: пришло время взяться за эпоксидку. 

Как сделать основу с неровным, рваным краем

Ровный срез на соединении эпоксидной смолы и древесины будет смотреться довольно скучно, поэтому нужно нарисовать ломаную линию вдоль отметки.

Ломаная линия нарисована, осталось примерно по ней разделить брусокФОТО: youtube.com

Понятно, что брус не удастся просто переломить, сделав рваные края. Поэтому необходимо прибегнуть к помощи дрели. При этом, под рукой должны находиться свёрла различного диаметра. Все они будут использованы в работе.

По нарисованной ломаной линии и поблизости от неё нужно высверлить множество отверстий различного диаметра и под изменяющимися углами. Это поможет сделать структуру края рваной, нестандартной и точно эксклюзивной. Ведь повторить её не удастся даже при очень большом желании.

Вдоль линии высверливаются отверстия различного диаметраФОТО: youtube.com

Останется лишь переломить брусок по засверленным отверстиям. Если сломать его не получается, можно немного подрубить линию при помощи стамески.

Сломанный брусок выглядит именно так, как нужноФОТО: youtube.com

Свойства

Основополагающим качеством, позволяющим изготавливать различные изделия из эпоксидной смолы, является полимеризация. Это сложный химический процесс, который возникает в результате соединения основного компонента материала с отвердителем. Спустя определенный промежуток времени жидкая смола застывает, сохраняя предоставленную ей ранее форму. В процессе кристаллизации эпоксидка не подвергается усадке, что позволяет достаточно точно проектировать объем и габариты будущего изделия.

Застывшая смола обладает высокими показателями прочности. Некоторые ее модификации имеют повышенную ударную прочность, поэтому могут даже применяться для заливки полов в цехах на производстве. Компаунды тоже могут похвастать подобными физическими свойствами, поэтому все изделия характерны устойчивостью к воздействию абразивов, а также к механическим нагрузкам.

Практически аналогом прочности выступает высокая износостойкость полимера. Его, конечно, не используют в условиях повышенного трения в качестве фрикционного материала, но, например, различные украшения в виде колец или браслетов носятся очень долго. Все предметы интерьера из эпоксидной смолы имеют длительный срок службы. Таких показателей не проявляют традиционные материалы, например, ДСП. Отдельные элементы корпусной мебели из эпоксидки не боятся ни механического трения, ни воздействия ультрафиолетового излучения.

Влажность на кухне – явление обыденное, а если учесть, что на поверхность столешницы часто проливается жидкость, нетрудно догадаться, что смола в качестве материала будет выглядеть более выгодно, нежели ламинат.

Изделия из эпоксидной смолы не предъявляют особых требований к уходу. Материал устойчив к воздействию различных химически активных чистящих средств. Исключением могут быть некоторые агрессивные кислоты. Все средства бытовой химии вполне применимы для обработки поверхностей. Такая практичность лишь повышает популярность применения смолы в быту.

Несмотря на то, что нас интересуют поделки, состоящие из одной смолы, достаточно часто мастера прибегают к декорированию с помощью различных материалов. Отличная адгезия полимера позволяет в качестве декора использовать натуральные природные компоненты, синтетические вещества, а также другие полимеры. В украшениях и сувенирных изделиях используется технология заливки с помощью молдов. Внутрь формочек могут помещаться драгоценные металлы, камни, цветки живых растений. При соблюдении определенных условий декорировать поделки можно практически любым способом.

У эпоксидки, как у любого строительного материала, есть свои недостатки, которые должен учитывать каждый мастер. Двухкомпонентный состав проявляет свои вышеперечисленные свойства только при точном соблюдении рекомендуемых пропорций смолы и отвердителя. При желании изменить технические показатели возникает вероятность порчи материала. Тем не менее, существуют специально разработанные добавки, способные влиять на те или иные характеристики смолы.

Себестоимость работ с эпоксидной смолой вполне приемлемая. Любой проявляющий интерес к творчеству мастер имеет возможность приобрести материалы и необходимые аксессуары по вполне демократической цене, однако стоимость готовых изделий достаточно высокая. Объясняется это временными затратами, а также авторским характером работ.

Заливка эпоксидной смолы

Когда форма готова, можно достать из морозильника эпоксидную смолу. К тому времени она основательно загустеет. Её следует ещё раз перемешать, чтобы увеличить количество пузырьков внутри, и залить в форму. Чтобы поверхность стала гладкой, можно немного подогреть газовой горелкой свободную от акрила часть.

Эпоксидка загустела и готова к работеФОТО: youtube.com

После заливки нужно оставить форму на сутки, после чего удалить акрил. Для красоты имеет смысл сделать обычным ножом пару фальштрещин вдоль бруска, также замазав их эпоксидкой.

Фальштрещины придадут светильнику дополнительный шармФОТО: youtube.com

Техника безопасности при работе с эпоксидной смолой

Эпоксидная смола – это полимер, образующийся в результате смешивания олигомера с отвердителем. Полностью полимеризовавшийся материал не растворяется в воде и не выделяет в воздух токсичных веществ, поэтому безопасен. Основную опасность для здоровья представляет не сама смола, а отвердитель, с которым приходится контактировать в ходе работ. Он может попадать на кожу, слизистые оболочки или в глаза, а его испарения – в дыхательные пути. При этом возникает интоксикация, которая бывает как острой, так и хронической. Последствия контакта с отвердителем или его парами:

  • головная боль, плохое самочувствие;
  • экзема, дерматиты;
  • конъюнктивит;
  • першение в горле, одышка;
  • бронхиальная астма;
  • онкологические заболевания.

Многие возможные проблемы со здоровьем можно предотвратить, если соблюдать несколько простых правил техники безопасности:

  • защищать кожу одеждой с длинным рукавом, а кисти рук – перчатками;
  • при работе с отвердителем надевать защитные очки и респиратор;
  • не касаться руками лица во время работ;
  • обеспечить максимально возможную вентиляцию рабочего места;
  • убрать с рабочего стола все лишние предметы;
  • не оставлять в открытом виде емкости с компонентами, даже если они пусты;
  • не курить в помещении, где работают с эпоксидной смолой;
  • тщательно убирать рабочее место.

Для смешивания компонентов рекомендуется использовать просторную широкую посуду. Во время полимеризации выделяется тепло, а большая емкость способствует более быстрому остыванию и предупреждает перегрев.

По этой же причине нельзя смешивать большой объем смолы, т. к. при этом масса может закипеть, разбрызгаться и обжечь работающего с ней человека. Безопаснее разбить материал на несколько небольших порций и выполнять смешивание по частям. Максимально допустимый объем смолы для однократного смешивания составляет от 250 до 300 мл. При попадании жидкой смолы или отвердителя на незащищенную кожу, слизистые или в глаза следует промыть их большим количеством воды и обратиться за медицинской помощью.

Процесс изготовления

Основная часть (корпус) светильника состоит из эпоксидной смолы и дерева. Существует немало вариантов внешнего вида, компоновки и прочих особенностей конструкции подобных изделий. Рассмотрим в качестве примера два наиболее интересных варианта:

  • вертикальный светильник с деревянной основой и
    плафоном из эпоксидки;
  • ночник в виде прямоугольной плоской панели с
    боковой подсветкой.

Порядок изготовления этих изделий несколько отличается из-за разницы в конфигурации и установке электрических компонентов. Первый вариант представляет собой деревянное основание из прямоугольного бруска, установленного вертикально.

Верхний торец намеренно неровный, напоминает отломленный участок или языки пламени. Продолжением служит отливка из эпоксидной смолы, окрашенной колером в любой цвет по вкусу мастера — розовый, голубой, фиолетовый и т.д. Этапы изготовления:

  • брусок из древесины квадратного сечения (образец
    сделан из дубового бруска 65×65 мм) ровно обрезается с одной стороны и
    обрабатывается специальным образом для создания неровной структуры — с
    другой;
  • изготавливается продольное отверстие, в котором
    будет располагаться лампа.
    На верхнем (неровном) торце устанавливается и тщательно герметизируется линза,
    отсекающая эпоксидную смолу от полости для электрической части светильника;
  • делается форма для отливки плафона. На боковые
    стороны бруска устанавливаются пластиковые полосы, образующие короб.
  • внутрь формы заливается эпоксидная смола,
    окрашенная колером;
  • после застывания смолы форма снимается, а
    деревянная и эпоксидная части вместе обрабатываются шлифовальной машинкой до
    получения ровного бруска. Затем эпоксидный плафон полируется до блеска;
  • внутрь отверстия снизу вставляется и
    закрепляется лампа.

Вторая конструкция
изготавливается проще:

  • изготавливается плоский ящик со сторонами
    высотой около 5 см. Все соединения герметичны, днище ящика ровное, в
    идеале — из акрила или иного пластика;
  • на дно заливается 3-5 мм слой эпоксидки, окрашенной черным колером;
  • после застывания черной смолы заливается тонкий
    прозрачный слой (2-3 мм), на который укладывается оструганная доска с
    оставленной по одной кромке корой. Срезанная кромка укладывается вплотную к
    стенке ящика, кора оказывается примерно посередине. Длина доски соответствует
    размеру ящика;
  • со стороны коры на дно укладывают кусочки
    зеленого мха, которые имитируют фантастические кусты или деревья. Их размещают
    по всей длине, после чего заливают прозрачной эпоксидной смолой так, чтобы
    полностью скрыть мох и доску. Выступающие части мха придавливают, чтобы они
    были скрыты смолой;
  • после застывания форму аккуратно разбирают, все
    стороны панели шлифуют и качественно полируют с использованием специальной
    пасты;
  • сбоку устанавливают металлический корпус с
    батарейкой и светодиодной матрицей, обеспечивающей подсветку.

Особенности

Благодаря своим рабочим качествам, внешнему виду и лояльной стоимости эпоксидная смола является излюбленным материалом для творчества.

Полимер наделен следующими характеристиками:

  • он способен создавать прозрачную крепкую поверхность, в которую можно замуровывать что угодно – от мелкой бижутерии до предметов мебели;
  • внешне напоминает стекло, но не разбивается и весит в несколько раз меньше;
  • в застывшем виде смола абсолютно безвредна;
  • она имеет отличное сцепление с любой поверхностью;
  • материал отталкивает воду;
  • пропускает свет, что позволяет производить светильники любых конфигураций и назначения;
  • эпоксидная смола отличается хорошей прочностью, износостойкостью и надежностью.

Что касается светильника, созданного из полимера, он содержит немало достоинств:

  • экологически безопасен;
  • имеет необычный и привлекательный внешний вид;
  • отличается неповторимостью, так как продукт ручной работы всегда индивидуален;
  • наделен рассеянным мягким свечением;
  • способен украсить любой интерьер.

Приобретая полимерную смолу, следует проявить внимательность, иначе по ошибке можно купить эпоксидный клей, который непригоден для творчества.

Как пользоваться?

Мастер-класс по использованию эпоксидной смолы для творчества позволяет получить полное представление о том, как именно нужно работать с этим материалом. В первую очередь следует соблюсти стандартные меры безопасности: надеть резиновые перчатки и маску или респиратор, обеспечить свободный приток воздуха в помещение, застелить рабочее место полиэтиленом или клеенкой, убедиться, что температура воздуха не превышает +25°С.

Приготовление эпоксидной смолы требует приобретения определенного набора расходных материалов:

  • компаунда и отвердителя;
  • одноразовых медицинских шприцев или мерных стаканчиков с миллиметровыми делениями;
  • деревянного шпателя для размешивания состава;
  • чистых емкостей разного размера.

Перед началом работ рекомендуется прочесть прилагаемую производителем к расходным материалам инструкцию. Пропорции у разных составов меняются, единого рецепта нет. Далее компоненты соединяются в небольшой миске или чашке, кювете. Точность пропорций обеспечит использование стаканчиков или шприцев с мерными делениями. Не следует приготавливать слишком много смолы сразу, она может начать полимеризацию ранее, чем будет израсходована.

Соединенные отвердитель и компаунд аккуратно и тщательно перемешиваются в выбранной емкости. На этой стадии к ним можно добавлять глиттеры и пигменты. Некоторое время нужно выполнять круговые движения, убирая пузырьки воздуха, добиваясь однородности состава. Если они все же образовались, смесь отстаивают и подогревают. Воздушные камеры поднимутся и будут доступны для удаления.

До полного застывания эпоксидной смолы обычно проходит 20-24 часа

Важно на протяжении этого времени сохранять правильную температуру в помещении. Для ускорения процесса можно отправить заготовку в духовой шкаф на 20 минут при температуре +80°С, а затем оставить при комнатной температуре до полной кристаллизации

Заливка в молды

Готовая смола может применяться по-разному. Чаще всего ее отливают в силиконовых формах – молдах, придавая нужную форму. Такие заготовки используют для изготовления мелких предметов. Благодаря особенностям силиконовых молдов застывшая смола легко от них отходит. Существуют готовые решения для колец, брелоков, кулонов.

При использовании декоративных природных элементов — раковин, камней, их промывают и обезжиривают, травы, мох, цветы тщательно сушат. Затем эти компоненты укладываются в молд и заливаются смолой. Порядок действий может быть разным.

  • С предварительным размещением декора. В этом случае декор укладывается на дно формы. Затем готовится смола — ей нужно отстояться не менее 30 минут. По завершении этого процесса эпоксидная основа заливается в молд. Останется лишь дождаться, пока заготовка затвердеет и зачистить ее неровные кромки абразивными инструментами — надфилем, мелким напильником.
  • С заливкой смолы. После заполнения формы декор в ней распределяется при помощи зубочистки. Это позволяет создавать изделия с симметричным и более сложным наполнением.

После застывания изделие из смолы может подвергаться дополнительной шлифовке и механической обработке. Чаще всего достаточно наждачной бумаги, но можно использовать абразивные пилки для маникюра и педикюра. В ходе шлифовки возникает много пыли – стоит защитить глаза, нос и рот.

Отливка в рамках

Изделия из эпоксидной смолы можно изготавливать не только в молдах. Существуют специальные металлические оправы и рамки. Их основное отличие заключается в необходимости шлифовки готового украшения с лицевой и изнаночной сторон. Нижнюю грань оправы на время заливки обычно помещают на поверхность клейкой ленты, чтобы исключить вытекание смолы снизу. Так же можно добавить в оправу элементы декора — листья и цветы растений, небольшие поделочные камни, фотографию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector